25 лет полета - 25 секунд падения

25 лет полета - 25 секунд падения

762
Поделиться
25 лет полета - 25 секунд падения

Трехсотпятидесятиметровая мачта, устремленная в бескрайний небесный океан, еще безмятежно цепляла облака-паруса, но снаряды, заложенные в ее основание, уже отсчитывали последние минуты плавания, а сотни фото- и видеокамер на земле и в небе нетерпеливо «взвели курки» фокусов-прицелов, чтобы запечатлеть для истории момент гибели легендарной  А-330, больше известной экстремалам всей России под именем «вышка Галич». 

«Внимание! Десятиминутная готовность!»... «Обратный отсчет»... Три зеленых свистка... Грохот подрыва и, дрогнув, трехсоттонная спица, дважды переломившись, падает на землю - медленно и даже грациозно... Несколько сотен человек, собравшихся проводить «вышечку» в последний путь, понурив головы, стали расходиться по машинам. 







 История телевышки, которая так и не приняла ни одного радиосигнала, удивительна и в то же время типична для времени, на которое пришлось ее строительство - начало 90-х прошлого века. Среди множества недостроя того времени (вспомним, хотя бы, пятиэтажку на Лермонтова или здание нового вокзала) этот неосуществленный проект занимает, без сомнения, первое место. И по своей масштабности и по тому, что заморожен он был всего в шаге до пуска. 

В 1992 году вышка, призванная обеспечить уверенным радио- и телевизионным приемом территорию практически всего региона, была готова более, чем на восемьдесят процентов. Ввода в эксплуатацию ждали сама мачта, котельная, подстанция, здание для персонала и оборудования. С развалом Союза кончились и средства на завершение проекта. Стройку заморозили, и объект практически забросили на четверть века. 

Через некоторое время уникальную по своей высоте, практически бесхозную, вышку облюбовали экстремалы со всей страны. Она стала «меккой» безбашенных сталкеров - покорителей высоты и воздуха. Каких только рекордов отчаянного бесстрашия, граничащего с безрассудством, не видели эти триста пятьдесят метров металла: «холодные» подъемы по обледенелым, махровым от инея ступеням в минут двадцать, прогулки по канату на высоте 250 метров, роуп-прыжок с рекордным 12-секундным падением на альпинистской веревке. Не обошлось и без трагедий: о гибели московского бейс-джампера до сих пор напоминает крест, установленный у подножия вышки: запутавшись в тросах-растяжках, стабилизирующих мачту, парень разбился о землю. Но и это не остановило экстремалов: со всей России, из стран ближнего и даже дальнего зарубежья на вышку тянулись новые и новые «рыцари высоты» без страха и упрека. В год на мачту поднималось не меньше пятисот человек. 

Собственники вышки - Костромской ОРТПЦ - пытались пресечь опасное паломничество: у мачты выставляли охрану, запаивали вход в основание вышки, срезали нижние лестницы. Но остановить тех, кто стремился по лестнице в небо, не получалось. Встал вопрос о демонтаже объекта, который стал настолько небезопасен. Сложный технический объект долгие годы не обслуживался, и никто не мог сказать, когда мачта может рухнуть сама. 

Да и использовать мачту по назначению сегодня, когда телевидение стремительно переходит на цифру, тоже не имеет смысла: «Для «цифры» она не подошла потому, что, во-первых, плотность населения в этих районах поубавилась. Во-вторых, для «цифры» вот это здание было не нужно абсолютно. Его нужно было бы тоже ронять. В-третьих, мачта уже простояла больше четверти века. И требовала приличных вложений для приведения ее в рабочее состояние», - пояснил Владимир Саватеев, заместитель директора Костромского ОРТПЦ. 

Неудивительно, что разговоры о сносе вышки велись давно, и, наконец, в 2016 году решение о демонтаже А-330 было принято. Подрядчиком на выполнение демонтажа по итогам тендера стала Пензенская компания «Строймонтаж ТВ-связь». «У башни лопнули две оттяжки, у них срок службы уже просрочен. Если лопнут третья и четвертая - остается ждать только несанкционированного падения мачты», - поставил «диагноз» вышке  представитель подрядной организации Владимир Самышкин. 

Для подрыва мачты они пригласили специалистов московской компании «Юниэкспл». На счету этой специализированной организации, созданной офицерами запаса инженерных войск, более 80 проектов производства подрывных работ, а общий объем выполненных работ по демонтажу и разрушению конструкций составляет более 1 млн. тонн.


Контролировать подрыв мачты в Галич приехал генеральный директор «Юниэкспл» Владимир Гаваза. 
«Для нас вышка А-330 - объект достаточно уникальный, - признался он. - Прежде всего, из-за своей высоты: прежде нам не приходилось взрывать объекты выше 150 метров. Во-вторых - это чисто металлическая конструкция, состоящая из труб и балок разных диаметров. Разрыв между площадью основы мачты и ее высотой очень большой. Поэтому мы спроектировали особый  - кумулятивный - заряд, усиливающий действие путём его концентрации в заданном направлении. Его задачей было лишить конструкцию опоры и освободить от удерживающих мачту оттяжек в одном из направлений. Поэтому заряды были заложены двумя группами: шесть двойных зарядов под одной из шести оттяжек, фиксирующих вышку, и еще шесть - в основании мачты. Мощность каждого из зарядов - от 300 до 400 граммов в тротиловом эквиваленте, что в сумме составило 21,4 килограмма».


Подрыв был назначен на два часа дня 8 июня. Наблюдать его на специально отведенной безопасной площадке - на повороте на Ушково - собрались  представители нескольких каналов и несколько сотен человек. Большинство - из Галича, но были и покорители вышки из Костромы, Волгореченска, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Места на площадке занимали с полудня и терпеливо ждали. Даже когда было объявлено, что  в опасной зоне оказался человек и взрыв откладывается на время его поисков, никто не уехал домой. 

В результате в 16 часов 10 минут была объявлена десятиминутная готовность. В 16 часов 20 минут - обратный отсчет. Три зеленых свистка. Взрыв. Двадцать пять секунд свободного падения стали финалом двадцати пяти жизни «мертвой» вышки. Остался лишь чистый горизонт и белые паруса облаков в голубом небесном океане...






Взрыв шел в штатном режиме. Трехсотпятидесятиметровая мачта рухнула практически в отведенное для падения место. Теперь рабочим пензенской компании предстоит разобрать завалы. Свою жизнь легендарная галичская вышка закончит в пункте приема металлолома.