Что умеют галичские умельцы

Что умеют галичские умельцы

3306
Поделиться
Что умеют галичские умельцы



Новая книга краеведа Татьяны Смирновой расскажет читателю о том, что умеют галичские умельцы.
1.jpg
   Новая книга краеведа Татьяны Смирновой расскажет читателю о том, что умеют галичские умельцы. Фото Инны Козыревой (с).

Чем красили бархатную замшу на кожевенных заводах в Галиче, сколько времени уходило у галичских гончаров на один горшок, какой цвет больше всего любили галичские кружевницы - десятки, а то и сотни столь же любопытных, сколь бесценных деталей времени собрала в своей новой книге «Промыслы и ремесла Галича. Прошлое и настоящее» известный краевед Татьяна Алексеевна Смирнова. Издание увидело свет нынешней осенью.
2.jpg
Книга продолжила серию работ Татьяны Смирновой по истории Галича. В 2018 году вышел исторический путеводитель по улицам города, который Татьяна Алексеевна создала в соавторстве с другим краеведом, Юрием Рыжовым. В 2019 – сборник документальных очерков о самых известных городских дворянских, мещанских и купеческих фамилиях «Галичская усадьба середины XIX – начала XX веков». Теперь объектом краеведческого интереса Татьяны Алексеевны стали ремесла, которые веками развивались на галичской земле, и умельцы, прославившие родной край творениями своих золотых рук.

«Интересу этому уже почти полвека, - рассказала о том, как появился замысел очередной исследовательской работы, Татьяна Смирнова. - Тогда, во время моей работы в Галичском краеведческом музее, при нем существовал Клуб мастеров. Его участниками были люди, занимающиеся разными промыслами: вышивкой, резьбой по дереву, глиной, живописью, ювелирным делом. Объединяли их всех несомненный талант и преданность любимому делу, которое чаще всего не было для этих людей способом заработка, а было занятием для души. Я уже тогда собирала материалы, подшивала, складывала. Но мысли о книге не было, конечно: времени на то, чтобы систематизировать, обобщить, подобрать материал, не хватало. Да и выпустить книгу в то время мог далеко не каждый. Меня тогда хватало только на отдельные краеведческие статьи в местной и областных газетах. Но не зря говорят, что всему приходит время. Пришло мое время собирать накопленное в архивах, чтобы не пропало, не потерялось навсегда. Четыре года назад я начала целенаправленную работу над книгой о промыслах: систематизировала имеющуюся информацию, дополняла ее новой. Все, что удалось собрать к нынешнему году, – вошло в этот сборник».

Первая часть книги повествует о галичских промыслах, история которых насчитывает десятки, а то и сотни лет – рыбном, кожевенном, гончарном, валяльном.
3.jpg
    Традиционные галичские ремесла на фотографиях Михаила Смодора, первая треть XX века

В этой части читатель найдет такое подробное описание процесса производства, что при желании и сам сможет открыть небольшую гончарную мастерскую или сапогокатальню. Тем более, сейчас самое время: гончарным делом жители галичских сел занимались как раз зимой, когда не было главной крестьянской заботы – о земле-кормилице. А на самую теплую зимнюю обувь - теплые, мягкие валеночки - и сегодня большой спрос.

Вторая часть книги – рассказы о современных ремесленниках-галичанах. С большинством из героев Татьяна Алексеевна знакома лично: они и были участниками того самого Клуба мастеров, который открыл краеведу удивительный мир галичских промыслов.

Несколько страниц в книге отведено рассказу о Марии Николаевне Гусевой - бессменном руководителе музейного объединения галичских умельцев. Татьяна Смирнова раскрывает истоки ее таланта, ступени становления мастера, разные ипостаси многогранного творчества Марии Гусевой.
4.jpg10.jpg
Мария Николаевна Гусева создает работы в разных техниках. Фото Ольги Самодуровой (с), Инны Козыревой (с)

Тернистый, извилистый путь Марии Николаевны к вершинам мастерства не менее интересный, чем сами ее работы, о нем автор рассказывает в книге увлекательно и тепло: «Отец ее был мастером плотницких и столярных дел, известным на всю округу. С раннего детства наблюдала Мария, как его умелые руки творили из дерева чудеса, как из простой доски получалось у него ажурное кружево. Ей нравился запах смолистой сосны, белизна и мягкость липы и осины, причудливые наросты на деревьях. Старшие братья и сестры уже с тринадцати лет вместе с родителями зарабатывали на жизнь, а маленькую Машу игрушками не баловали - их просто не было в доме. И уже в этом возрасте маленькая талантливая девочка старалась сама сделать себе игрушки: из травы, из соломы, из глины».

Одним из наставников Марии Гусевой, оказавшим большое влияние на ее творчество и судьбу, был преподаватель педагогического училища Александр Николаевич Григоров. Этому удивительному человеку, талантливому педагогу, резчику по дереву посвящена в книге отдельная глава, в которой об отце рассказывает дочь Галина. Таких творческих и человеческих пересечений в книге Татьяны Смирновой немало, ведь и сами промыслы и ремесла, по сути своей, - прочная нить, связывающая и времена, и разные поколения умельцев.

Книга «Промыслы и ремесла Галича» - чтение не только познавательное, но и очень любопытное. На ее страницах краевед приводит множество интересных деталей труда мастеров, которые маленькими штрихами складываются в картину истории родного края.

Оказывается, гончарным промыслом в районе занимались не только целыми семьями, но и целыми деревнями. По данным 1914 года, гончарные круги дружно крутили в 28 галичских селениях. На изготовление горшка гончар тратил в среднем полтора часа, а выручал на продаже глиняной посуды до 100 рублей за сезон.

Галичские кружевницы больше всего любили шелковые нити теплых тонов - золотистых, охристых и розовых, разбавляя их приглушенным изумрудом. Их неповторимые изысканные произведения хранятся сейчас в в фондах Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также в частных коллекциях и музейных собраниях Москвы и Санкт-Петербурга.

На кожевенном заводе купца Вакорина для окрашивания замшевых кож в год уходило 200 пудов сала по 4 рубля за пуд. А золотых дел мастер Василий Обмороков, до революции учившийся драгоценному искусству в Лондоне, после Великого Октября работал в машиноремонтной мастерской, устроенной большевиками в церкви святой великомученицы Варвары…

Интересно? Открывайте книгу и удивляйтесь.

Татьяна Алексеевна говорит, что исследование не закончено. В ходе работы над книгой то и дело появлялись новые ниточки, которые еще предстоит вытянуть и распутать.

Надеется автор и на отклик мастеров из музейного объединения умельцев. Собрать всех их под одной обложкой у Татьяны Алексеевны пока не получилось: время развело со многими, стерло из памяти детали. Так что, возможно, у книги «Промыслы и ремесла Галича» будет новое, дополненное издание, как уже было с ее путеводителем по улицам Галича.
5.jpg
Татьяна Смирнова — частый и долгожданный гость в редакции «Галичских известий». Фото Инны Козыревой (с).

Будем ждать продолжения. Очень хочется, чтобы вышло оно с вклейкой цветных иллюстраций (черно-белые снимки часто не передают всей прелести работ) и с качественной редактурой (ошибки и отсутствие единообразия в оформлении книги заметно снижают уровень издания). Об этом мечтает и автор-краевед и мы, читатели.

Текст Инна Козырева. Автор и редакция «Галичских известий» благодарит Татьяну Смирнову за дружбу.