Художник и учитель

Художник и учитель

459
Поделиться
Художник и учитель

Материал был подготовлен  и опубликован к 85-летию Валентина Константиновича. Сегодня ему-90!
Редкую группу обошёл он  вниманием в живом своём поиске единомышленников, людей одарённых природой художественным вкусом, умением и желанием отобразить  чувства на бумаге, холсте, выплеснуть в мир в красках...
Очень скромный и тихогласный, словно так и не привыкший к размаху собственных плеч, в аудитории он полностью преображался, становился центром притяжения не только для  глаз, но и для сердец своих студентов. Его по-настоящему любили, его предмет, вроде бы не особо важный — рисование, для многих был открытием целого мира. А уж те, кто находил время на дополнительные занятия в изо-студии, нередко совершали целый переворот в собственной жизни...
Ответственным и пунктуальным был он для коллег, всегда мог подсказать и посоветовать нужный материал и литературу. Читал и учился, наверное, все годы своей работы, всегда был открыт для всего нового и передового. При этом оставался очень простым и доступным человеком, лёгким в общении и удивительно правильным в отношении с людьми. Сам, переживший в своей жизни и голод, и тоску по родным,  чутко относился к студентам, не только понимал их непростой мир, но и как мог помогал, поддерживал. Ярким примером в этом его отношении служит тот факт, что поощряя творчество молодых начинающих художников и даже тех, кто просто хотел научиться рисовать в разной технике, он часто предоставлял им для работы свои инструменты и краски, достать и купить которые у студентов , зачастую иногородних, возможности не было... Он считал своим долгом предоставить как можно больше возможностей каждому. Верил в то, что все его девчонки талантливы, и если что-то не получается, значит это он приложил недостаточно сил, не так рассказал и описал, не поставил руку... И ведь действительно, своей верой в людей, в хорошее в них, заставлял их становиться лучше, умнее, ответственнее и добросовестнее. И его представление о том, каким должен быть настоящий учитель, становилось эталоном для его учениц.
Спокойствие и уверенность не давались ему самому легко, он всегда очень переживал и за свои уроки, и за училище в целом, тем более, что много лет являлся в нём завучем по учебно-воспитательной работе. Не считаясь со временем, он стремился дать знания не только учащимся педагогического училища, но и читал лекции, готовил материалы для коллег всей области, проводил занятия в Костромском институте усовершенствования учителей. Как заместитель директора, проводил большую работу по совершенствованию методической работы преподавателей, улучшению работы кабинетов и их технического оснащения. В его ведении была и успеваемость студентов, и внеклассная работа, и нормативные документы учебного заведения...
Валя, былинка на ветру
Он родился в семье священника в селе Леонтьево Судиславского района и был последним из детей. Константин Федорович, глава семьи, как многие священнослужители того времени, стал жертвой режима. После смерти отца семья переехала в наш край к родственникам в село Михайловское.  Имевшая неплохое для того времени епархиальное образование, мать, чтобы прокормить семью и помочь старшим сыновьям с учёбой, вынуждена была работать учителем в сельских школах нашего и Чухломского районов. Братья Владимир и Борис окончили педагогическое училище, прошли войну и работали учителями также в нашем районе. Владимир Константинович был  директором Лопаревской школы, а Борис Константинович преподавал и также руководил в Морозовской школе. К сожалению, оба они рано ушли из жизни, сказались и напряжение, пережитое в юные годы, и годы войны, и работа, требующая полной отдачи всех внутренних сил. Сестра также выбрала профессию учителя.
Детство Валентина пришлось на трудные военные годы. Постоянный голод и переезды не давали мальчишке полностью оправиться от болезней, что терзали его, казалось, круглый год. Он рано пристрастился к чтению и рисованию.  Отсутствие бумаги и красок не смущало, лишь мать понимала как тонко чувствует душа, имеющая талант художника, как обособлен его мир. Одним из самых больших потрясений юности,  стала гроза с ураганным ветром, случившаяся в Петров день. В этот день в Мостище Валентин собирал первую малину, набрал полную корзину и, предвкушая радость родных, спешил к бабушке в Михайловское. Уже подходя к Богчину, он заметил, что приближается гроза, поднялся ветер и угрожающе сгустились тучи. Начался ураган. Ветер был такой сильный, что мальчишку просто сбило с ног и крепко приложило о сломанную сосну. Придя в себя, он сначала думал лишь о том, как сберечь малину для бабушки, и крепко держал корзину. Огромные градины били о землю, сверкали молнии, а ветер кидал и уносил подхваченные ветви, пыль, траву. Пространство вокруг было темно и страшно, собственного голоса из-за бури не было слышно. Здание детского дома было совсем рядом, но вряд ли кто-то смог бы помочь ребёнку в тот момент.  Лишь когда ураган ушёл дальше, обессиленный, мокрый, избитый и сильно испуганный мальчик пошёл к жилью. Его увидели, привели на кухню и, как могли, постарались обогреть, напоили горячим чаем. Ураганный ветер в том году повредил не только посевы, но и снёс крыши, сломал целые просеки деревьев... От бесценной для Вали малины остались лишь размокшие ягоды на дне корзинки...
Пережитое навсегда осталось с ним.
В 1944 году он  закончил Мостищенскую семилетнюю школу. Поступил в Галичский учительский институт, затем  в Костромское художественное училище, работал в детском доме, но из-за болезни не смог закончить обучение. В 1950 возобновил учёбу в учительском институте. Но уже через год перевёлся на заочное и стал работать учителем  в Морозовской семилетней школе. Дальше была Мостищенская  школа и время работы в  Малышевской школа... В 1957 году поступил в Ярославский государственный педагогический институт и закончил его по специальности учитель географии средней школы.  В 1960 году он был приглашён работать в наше педагогическое училище преподавателем географии и методики рисования. Однако в силу объективных причин стал вести рисование и методику преподавания изобразительного искусства. Пришёл, чтоб остаться там до самого конца своей долгой трудовой деятельности...  
Призвание, поменянное на дар.
Он мог бы быть просто художником. Его картины, выполненные в различной технике, и посвящённые родному краю, природе и людям, поражают своей точностью изображения, реалистичностью, красками. Валентин Константинович всегда с долей ироничной самокритичности относился к своим работам, как педагог он не мог не судить себя строже других. И всё же неоднократное участие в выставках давало  признание не только зрителей, но и критиков. Он стал лауреатом республиканской выставки, посвящённой 50-летию Октября. На его полотнах то, что всегда было близко автору - родные просторы, буйство природы в её росте весной, спокойная тишь зимы, ежедневная жизнь горожан, не изменившаяся за века, и постоянные изменения видимые лишь тому, кто умеет наблюдать. Портреты, близкие и простые лица. Работы становились украшением музейных экспозиций, раздаривались друзьям и знакомым, некоторые украшали стены родного учебного заведения. Интерес к истории вылился в несколько исторических работ. В последнее время появились с благословения церкви и иконописные лики святых. Открывать новые грани своей любви к рисованию Валентин Константинович не перестаёт и сегодня.
К сожалению, сделать собственную выставку Валентин Константинович так и не собрался. Сначала не было такого предложения, а затем как-то навалились проблемы... Время изменилось, но его работы по -прежнему одно из достояний нашего города. И надеюсь, мы все ещё увидим его выставку, пусть и не в этом юбилейном для города, да и для Валентина Константиновича году, но хотя бы потом без повода. Да, лучше без повода, ведь художник отмечает в этом году уже 85-летний юбилей, и здоровье его вновь вспомнило, что ему  недодали в детстве. И вот уже только лишь весна и теплое солнце выманивает Валентина Константиновича из дома. Лишь обещание ещё одной его страсти - работы в огороде, помогает найти силы.
Небольшой участок всегда был отдушиной, дающей и отдых, и вдохновение. Возможность приложить силы, сделать что-то, удовольствием от правильности происходящего наполняет любой день, что проводит он в своём  огороде. После выхода на пенсию  именно огород стал для Валентина Константиновича любимым местом.
Он мог  быть только учителем. Хороший, ответственный, увлечённый своим делом, дающий и много вкладывающий в своих учеников, педагог новатор, инициативный, организатор любой деятельности, от учебной до внеурочной, он также увлечённо сажал с ребятами деревья и ходил в походы, как и лучшие из представителей этой нелёгкой профессии. Он руководил школой и нёс ответственность за  коллективы преподавателей, учащихся и учеников.
Он мог выбрать, но не выбрал. Он стал тем и другим, удачно совместив свою любовь и работу.
И в отличие от многих, как художник он всегда имел всё: зимой -  лето, в глухую ночь -солнечный свет, звёзды — даже в яркий день...

Пусть краски помогают жить
Редко, но возвращаются в жизнь учителя выпускники, звонят и навещают коллеги и друзья.
Так бывает, что иногда, спрашивая о судьбе человека, мы с сожалением узнаём, что уже опоздали сказать ему самое главное. Валентин Константинович! Мы спешим сказать Вам, что все ваши родные и знакомые, ученики и учащиеся помнят и ценят вас. Любят вас и вспоминают с теплотой и искренними словами восхищения вашим талантом педагога и художника. Что возле Ваших картин в нашем музее подолгу задерживаются не только взрослые, умеющие ценить картины, но и беспокойные волны школьников, с удивлением узнающие родные улицы, восхищённо замирающие своей причастностью к вашему творчеству, хотя бы тем, что просто ходят там же...
Уважаемый, родной, близкий нам человек, живите дольше, пишите и создавайте, радуйте своих близких и всех нас, живущих рядом. Простите, если вам покажется, что мы забыли об Учителе, отдавшем нам всего себя, о простом художнике, увидевшем в нашей жизни нечто особенное и сумевшем отразить это. С Днём рождения, мастер! И спасибо, Вам, за нашу родину на полотне.

Материал подготовила Анна Голубева, наш корреспондент.