Ставшая жизнью мечта

Ставшая жизнью мечта

704
Поделиться
Ставшая жизнью мечта

Помните, у Высоцкого: «Если путь прорубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жарком бою испытал, что почем, Значит, нужные книги ты в детстве читал». Судьба Виктора Леонидовича Веселкова может служить подтверждением каждого из этих слов. Именно на страницах «нужных» книг обрел простой галичский мальчишка и мечту о небе, обернувшуюся делом его жизни, и высокие нравственные ориентиры мужества и верности Отчизне, ставшие его жизненным кредо. Летчик, боевой офицер, за плечами которого три военных кампании: Афганская, Первая и Вторая Чеченские, - боевые ордена и медали, командование полком и авиацией армии... И сама его жизнь сегодня - как страницы одной из тех самых «нужных» книг, где в каждой главе - простые, но самые важные слова о главном: о мужестве, чести, верности. 

Глава первая. Мечта
Виктор Веселков - наш земляк. Он родился в 1957 году в простой галичской семье. «Росли на улице - здоровыми, сильными, дружными», - просто говорит он о своем детстве. И тут же с большим теплом вспоминает свою первую учительницу Антонину Павловну Скорнякову, классную «маму» Людмилу Николаевну Мельникову и всех учителей родной четвертой школы: «Наши учителя были детьми войны. Наверное, поэтому они ценили жизнь, как никто другой. И нас этому учили: не словом, а своей любовью к каждому ее мгновению, своим умением с благодарностью принимать и беречь то, что дается тебе. И к нам, ученикам, они относились с любовью и нежностью, с отеческой и материнской заботой». 

Мечта стать летчиком появилась в жизни Виктора Веселкова в пятом классе, вместе с  теми самыми «нужными» книжками: «Дорога в небо» легендарной королевы неба, летчика-испытателя Марины Попович стала дорогой в жизнь, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого - примером того, с каким упорством и мужеством надо прокладывать эту главную дорогу. А вертолет геологоразведчиков Ми-1, прилетавший в то самое время в Галич, только укрепил уверенность в правильности выбранного пути.
 

К выпуску из школы сомнений, куда идти, не было: только в истребители, только в летное училище! 
«Сразу после школы не удалось: здоровье немного подвело, - вспоминает Виктор Леонидович. - Но отступать и не думал. Год проработал, позанимался собой и снова решил подать документы, в Киевское училище. Снова не повезло - не поступил. Вернулся домой, пришел в военкомат, а там прапорщик был, фронтовик, хороший человек. Посоветовал  поехать в Саратовское вертолетное училище, где готовили пилотов и бортовых техников. Выяснилось, что училище среднее, и рассчитывать я мог, скорее, только на бортового техника: там недобор был. Но какая разница? Главное - летать буду. Сделали мне направление, и я уехал. 

В общежитии сосед по комнате дельный совет дал: написать заявление на пилота и взять  на мандатную комиссию - вдруг кто-то не пройдет. Я и написал. Прихожу на «мандатку», - председатель комиссии спрашивает: - Ну что, хочешь стать бортовым техником? - Не хочу. - Не понял, а в чем проблема? - Хочу пилотом стать.
Оказалось, что места свободные все же есть. Я готовое заявление из кармана достаю и председателю протягиваю. Сказать, что он удивился, - ничего не сказать. 27 июля меня зачислили в училище на специальность «Пилот вертолета». Все! Вперед! Банзай!».

Глава вторая. Афганистан. Начало
После выпуска молодого лейтенанта-летчика направили в Туркестанский военный округ. Шел к концу 1979 год... «11 декабря нас подняли по тревоге и отправили под Ташкент. Там мы взяли на вертолеты десантно-штурмовую бригаду и направились к границе с Афганистаном. В ночь с 31 декабря на 1 января поступил приказ пересечь государственную границу. Взлетели всем полком около шести утра, наш экипаж шел впереди. Первая посадка в Шинданде - переночевать. Утром приказ - следовать в Кандагар, на аэродром. Если там правительственные войска, нужно было дать сигнал следовавшей за нами основной группе. А если аэродром захвачен, значит, нам не повезло. 



Долетели - перед нами шикарный международный аэропорт, именно тот, что нужен. Вдруг замечаем, с полосы взлетает истребитель, а на земле начинают вращаться зенитки. Ну, думаю, все, нам конец. Доложили по радио командиру группы. Но деваться некуда, десантников надо высаживать. Снижаемся, никто не стреляет, а истребитель Миг-17 за нами пристроился на минимальной скорости и машет, а чего машет, кто его знает.Снизились мы метров на тридцать и говорим десантникам: «Если аэродром захвачен, мы вас высаживаем, а сами уходим, если получится». Подкрадываемся к началу полосы. Видим, от вышки КДП летит «УАЗик». С него кричат: «Ребята, мы свои, не стреляйте». Оказалось, это наши советники. И через двадцать минут как посыпались с неба вертолеты, самолеты - все, банзай. Я такого количества техники никогда не видел!»

Глава третья. Наши на войне своих не бросают
23 февраля 1980 года - праздничный для каждого солдата и офицера день. Только на войне выходных не бывает, а главный праздник - из боя живым вернуться... В половине пятого утра - подъем: в пустыне Регистан обнаружены подозрительные объекты. Полетели - 35 километров в глубь барханов, нашли то самое «нехорошее» место и вдруг увидели: внизу зашевелились люди, начали скидывать маскировку с объектов, а под ней - машины с крупнокалиберными пулеметами. У наших команда: «Не стрелять!», а с земли огонь открыли. Летчики доложили командованию об атаке и тоже получили разрешение нанести удар. Подошли мотострелки. Завязался бой. Наш снаряд попал во вражескую машину с боеприпасами. Взрыв был такой силы, что вертолет начало кидать даже на расстоянии больше тысячи метров.

Уцелевшие мятежники стали разбегаться, как муравьи. Была получена команда удерживать их и не дать разбежаться. Сначала израсходовали ракеты, патом патроны. «В один момент увидел мужика с «трубой», - вспоминает Виктор Веселков. - Сообразил сразу, что это гранатомет - «снял» его первым». 
Второй прилетевший вертолет душманы сбили в первые минуты боя: попали в двигатель, обездвижили. На помощь товарищам пришел экипаж Виктора Веселкова: под огнем противника сели между барханами, восстановили двигатель, заправили, взлетели.

Бой продолжался шесть часов. Было уничтожено шесть машин противника, несколько десятков врагов. Из вражеской техники советские солдаты забрали не только уцелевший арсенал, но и важные документы, благодаря которым удалось вычислить вражеских агентов в Кандагаре. 

За «праздничный» бой был удостоен двадцатитрехлетний лейтенант-вертолетчик высокой награды - Ордена Красной Звезды. 

Может, потому что бой  этот был первым, он и запомнился в мельчайших деталях больше, чем все остальные, которых случилось потом немало. Четыреста пятьдесят боевых вылетов совершил экипаж лейтенанта Веселкова за два года в Афгане: вывозили  раненых, убитых, поддерживали с неба пехоту, производили разведку, теряли близких товарищей, не раз и сами бывали подбиты, но всякий раз дотягивали до своих. «Нам еще повезло: «Стингеры» в Афгане появились позже, но и ДШК «щипали» нас серьезно», - говорит Виктор Леонидович.

Глава четвертая. Война и мир
В 1981 году полк, в котором служил Виктор Веселков, был выведен из Афганистана. В Бухаре готовили летчиков горно-пустынной местности, перегоняли  в Афганистан новую технику. Годы до следующей войны - Чеченской - вместили и учебу в военной Академии, и командировку в «горячий» Таджикистан, и возвращение поближе к дому: в 1996 году Виктор Веселков был назначен командиром Костромского вертолетного полка. 

В марте 2000 настал черед полка заступать на боевое дежурство в Чечне. «Эта война была жестче, - вспоминает Виктор Леонидович. - Противник более подготовленный, грамотный, вооружен гораздо серьезней. На Кавказе сопровождали наши военные колонны, поддерживали связь, проводили разведку, воевали. За год пребывания в Чечне потеряли один борт».


После войны - новое назначение: командовать авиацией двадцать второй Гвардейской Армии. 
В 2003 году полковник Виктор Леонидович Веселков вышел в отставку, обзавелся гражданской должностью. Но боевое братство не забыл и не оставил.

Активный участник Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», он ведет патриотическую работу среди молодежи, стараясь своим примером привить сегодняшним мальчишкам и любовь к небу, и любовь к Отечеству. Как сумел привить ее своему сыну - Евгению, теперь уже тоже офицеру Российской армии, военному летчику.
 

Под свое крыло взял Виктор Веселков и родную галичскую школу №4: и сам побывал в гостях у тех, кому сегодня пришла пора читать «нужные» книжки, и их пригласил в Кострому. Галичские школьники побывали в музее школы №36, созданном под руководством Виктора Веселкова и рассказывающем об истории Костромского вертолетного полка, и в военно-историческом музее, и в парке Победы. Наверняка, уроки Мужества от настоящего героя для кого-то из ребят станут дорогой в небо. Или дорогой, ведущей по земле - прямо, честно, мужественно.