В Галиче появился первый частный музей

В Галиче появился первый частный музей

856
Поделиться
В Галиче появился первый частный музей

Коллекция фисгармоний галичанки Татьяны Колесовой в сентябре вошла в Ассоциацию частных музеев России. Сегодня мало кому знакомо даже название этого редкого инструмента, а уж тех, кому посчастливилось слышать удивительно глубокий, почти человеческий голос домашнего органа, по всей России и наберется, пожалуй, всего несколько сотен. Двенадцать лет назад ровно так же фисгармония стала настоящим открытием и для Татьяны Колесовой.

Тогда необычный инструмент появился в Галичском краеведческом музее и директор Ирина Белова искала музыканта, способного оживить потерявший голос артефакт.

Да и немудрено было фисгармонии онеметь! Мыши, далекие от прекрасного, прогрызли меха из тонкой кожи и повредили толкатели. Разобраться в мудреном механизме взялся галичский краевед, инженер Николай Васильевич Сотников. Как привести фисгармонию в чувство, он придумывал сам: как мастер, как изобретатель. А когда дырки были залатаны, а детали отлажены, пришло время поднять крышку и пройтись по клавишам. Вот тогда-то и обратилась Ирина Геннадьевна к преподавателю музыкальной школы Татьяне Колесовой. Но даже ей, опытному музыканту, вдохнуть душу в инструмент оказалось ничуть не легче, чем восстановить его «плоть».
Фисгармония5.jpg
«У Николая Васильевича не было информации, как это работает, а у меня не было информации, как на этом играть, - вспоминает первые дни знакомства с фисгармонией Татьяна Колесова. - Не было ни нот, ни вообще какого-нибудь материала. «Методом тыка» всему училась: приходила, садилась за инструмент искала и путь к его душе. Тяжело было даже физически: очень болели ноги. На ней ведь не играл никто лет пятьдесят, а кожаные меха – как сапог, знаете, который лежит без дела: кожа сжимается, дубеет. Звук шел толчками, играла она только медленно - чтобы одна нота прозвучала, приходилось немало ногами поработать. Так я ее раскачивала-раскачивала, пока вдруг в один прекрасный день не почувствовала, что фисгармония «задышала», стала приятней звучать, и играть мне стало легче».

С тех пор Татьяна не сомневается: фисгармония – живая. И не только потому, что ее звук напоминает человеческий голос. Она откликается на все: на перепады температуры в зале, на смену давления в атмосфере, на то, кто сидит в зале и даже - с каким настроением. «Бывает, энергетика такая за спиной, что инструмент начинает захлебываться: не хватает звука, словно воздуха легким-мехам не хватает», - рассказывает музыкант.

Стоит ли говорить, что с самого первого дня знакомства Татьяна Колесова влюбилась в этот редкий инструмент. Пыталась искать информацию о ней, но даже вездесущий интернет терялся с ответом. «Набираю «фисгармония» - нет информации вообще. Потом нашла видео, но только на иностранных сайтах. Познакомилась с очень интересным человеком – канадцем Родни Джантзи. Сейчас он один из моих лучших друзей. Я стала записывать видео своей игры, чтобы он посмотрел, подсказал что-то, даже создала свой ютуб-канал, чтобы была возможность отправлять ему записи. Родни ответил, что может прислать мне материалы для обучения, но все они будут на английском языке…» И Татьяна выучила английский! Учила уперто несколько лет, теперь на ее страничке в соцсети много комментариев на английском: пишут со всего света такие же, как она сама, по-хорошему сумасшедшие люди, влюбленные в маленький орган с человеческим голосом.

Постепенно Татьяна стала искать инструменты в разных уголках России, по возможности выкупать их и восстанавливать. Те инструменты, что есть сейчас у нее в коллекции, чудом пережили первую мировую войну, революцию, гражданскую войну, Великую Отечественную войну и перестройку. Сегодня в собрании единственного в России музея фисгармонии три инструмента: два крепких, основательных «немца» - «дядька» Mannborg и фрау Liebig - и наша, российско-американская Zimmerman-Carpenter… Zimmerman - нежная и хрупкая «чахоточная барышня», как называет ее хозяйка. В устах Татьяны звучит этот эпитет не грубо, а жалостно, нежно и заботливо - по-матерински, пожалуй.

Недавно появилась в коллекции еще одна удивительная «малышка». Голосок ее Татьяна уже продемонстрировала слушателям, а вот имени «незнакомки» хранительница коллекции пока точно не знает - настолько редок и забыт этот музыкальный артефакт.

«Это инструмент из класса гармоник. Очень похоже на гармонику Киршника, прабабушку фисгармонии и аккордеона. Надеюсь, смогу с помощью моих друзей по всему миру узнать ее «родословную», - Татьяна с гордостью и любовью прикасается к черно-белым клавишам «новенькой». - Сейчас меня поддерживают коллеги – музыканты, мастера-реставраторы и просто любители старинной музыки из Канады, Америки, Германии, Италии, Японии, Норвегии, Чехии, Индии. В нашей команде появился Сергей Валентинович Касик - великолепный мастер-настройщик фортепиано. Очарованный звучанием инструментов, он научился настраивать музыкальную часть фисгармоний».

Еще один необычный экспонат коллекции - Альбом духовной музыки священномученика митрополита Серафима Чичагова, написанный для органа и фисгармонии - книга редкая, ценная, роскошный фолиант. В концертах звучат произведения митрополита, исполненные именно на фисгармонии - так, как это и должно быть.

«Звучащая фисгармония в современной России – большая редкость, - с сожалением констатирует Татьяна. - Увы, сегодня практически полностью утрачены навыки реставрации, реконструкции, ремонта фисгармоний, и тем более - традиции музицирования и участия в концертных программах этих старинных инструментов. А ведь когда-то в России они были частью русской музыкальной культуры. Они были любимы и востребованы среди разных сословий и людей разного достатка и уровня образования. Они стояли в дворянских усадьбах и в классах консерваторий, в купеческих домах и в церковно-приходских школах, в католических храмах и домах православных священников. Я хочу, чтобы как можно больше людей в России узнали и полюбили эти необыкновенно душевные камерные инструменты. Их благородный звук оказывает на слушателей необыкновенное жизнетворное влияние. Успокаивается нервная система, снижается давление, пульс выравнивается, проходят головная боль, усталость, раздражение. Меняется настроение, и приходит состояние покоя и радости».

Со временем у нее начал складываться небольшой концертный репертуар, а вместе с ним - желание всем вокруг показать это чудо - звучание фисгармонии. Такая возможность появилась в нынешнем году, когда три домашних органа Татьяны Колесовой обрели дом - пускай, не собственный, но очень гостеприимный. В Галичском краеведческом музее фисгармониям отвели светлый и уютный зал. Посетители здесь могут не только полюбоваться невиданными «гибридами» фортепьяно и гармони, послушать те самые, удивительные - человеческие - их голоса, но и - при желании - получить мастер-класс игры на фисгармонии от хозяйки коллекции.
Фисгармония2.jpg
Сотрудники музея стараются подбирать в «музыкальный» зал экспозиции, «созвучные» прекрасным фисгармониям. Сейчас, например, стену за инструментами украшают чудесные женские портреты XIX века из фондов музея: с одного строго взирает представительница купеческого рода Вакориных, на другом молоденькая незнакомка игриво заглядывает в окно, а рядом - грустит безутешная молодая вдова.

«Музыка фисгармонии даже их не оставила безучастными, - вспоминает Татьяна Колесова первое знакомство живописных дам с ее музыкой. - Я давала небольшой концерт впервые после размещения этих портретов в зале. Ноты во время игры стояли на подставке на фисгармонии. И вдруг они упали на краешек стола рядом с инструментом. Такое очень редко случается: любой музыкант вам скажет - это катастрофа, когда ноты на концерте падают. К счастью, я знала произведение на память и продолжила игру. Но не прошло и минуты, как ноты снова зашуршали - соскользнули со стола и рассыпались по полу. Словно дамы с портретов прошли в зал, чтобы было удобней слушать: сначала шелками задели подставку на фисгармонии, а потом кринолинами еще и на пол листы с нотами смахнули».

В мире, наполненном волшебной музыкой, оказывается, и такое возможно! Можете проверить - зал фисгармоний открыт для слушателей. Они едут в Галич со всего света. Конечно, это не огромный туристический поток. Пока это тонкий ручеек редких ценителей прекрасного и неповторимого. Членство в ассоциации частных музеев станет для уникальной коллекции Татьяны Колесовой афишей, которую увидят во всем мире. А значит, найдутся те, кто приедет в Галич - познакомиться с певучими гостьями из прошлого. Кроме того, участие в сообществе коллекционеров для музея «Возвращение фисгармонии» - это дополнительные возможности для его развития как путем участия в грантовых конкурсах, так и путем общения с людьми, так же увлеченными альтруистическими мечтами сохранить для потомков крупинки уходящей натуры, как хрупкая хозяйка уникального музыкального салона в Галиче.

Инна Козырева. Фото