Я хочу, шофер, чтоб тебе повезло

Я хочу, шофер, чтоб тебе повезло

156
Поделиться
Я хочу, шофер, чтоб тебе повезло

В последнее воскресенье октября празднуют День работника автомобильного транспорта. Днем шофера и даже днем водителя называют его в народе. Учитывая, что это профессиональный праздник,  правильней будет все же говорить в этот день не о водителях в широком смысле этого слова, а именно о шоферах.
Настоящих профи российских дорог, верных товарищах, любящих свою технику, четко знающих ее пределы, внимательных и ответственных на дороге, никогда не оставляющих других в беде. Не всех, кто имеет водительские права, можно отнести к шоферской среде - водители-профессионалы, как и настоящие специалисты других профессий, встречаются не часто, оттого и ценятся вдвойне.

Впрочем, настоящих шоферов встретить можно повсеместно. Оценить их профессиональные качества часто могут пассажиры. Мне, например, очень повезло быть пассажиром машин Николая Михайловича Медведева, шофера Галичского лесничества, возил меня и Евгений Витальевич Пещелин - водитель главы администрации района, замечательно слушалась машина Сергей Юрьевича Вихрева. Этих людей разного возраста объединяет для меня профессиональное умение вести машину так, чтобы неровности дороги, скоростной режим, тормозной путь не сказались на самочувствии пассажира. Даже самые ухабистые дороги проезжала я с ними, не страдая потом головной болью и морской болезнью.

Хорошим шофером для своих пассажиров и для своих машин более 47 лет был и АНАТОЛИЙ ПАВЛОВИЧ  ЯКОВЛЕВ.  Этот замечательный, ответственный, требовательный, прежде всего к себе, и веселый человек много лет был водителем в управлении сельского хозяйства администрации района, исколесил весь наш край вдоль и поперек, имел замечательную привычку носить с собой фотоаппарат и никогда не унывать в сложных ситуациях. В канун профессионального праздника мы встретились с Анатолием Павловичем и узнали, как он пришел в профессию и почему не сменил шоферскую стезю на какую-нибудь другую.

- Анатолий Павлович, когда Вы впервые сели за руль?
- Права получил в восемнадцать лет, обучение прошел от военного комиссариата. Хорошо, что и сегодня военкомат дает ребятам прекрасную возможность получить профессию.
Служить выдалось в Чехословакии, в автомобильных войсках. Часть находилась в 50 километрах от Праги.  Машины были «Урал 377», тогда мы с ребятами впервые на такие садились, кузов длинный, габариты большие, а дороги там были достаточно узкие; сначала, с непривычки, казалось, что будет трудно. А потом уже, как на легковых гоняли. Возили грузы для всей группировки войск.
- Вернулись - и снова «за баранку»?
- Работал после армии в совхозе «Галичский» (центральная усадьба была в Аксенове), на машине ГАЗ-51. Евгений Алексеевич Сотников, тогдашний начальник  управления сельского хозяйства, пригласил к себе на работу, там до самой пенсии и проработал.
- Наверное, расстояние, которое проехали за время работы, до Владивостока не один раз бы уложилось?
- До луны и обратно. Мы часто выезжали в три-пять утра, возвращались ночью, машину, бывает, вымоешь, а надо где-то еще воды взять, домой доберешься и только заснешь - вставать пора.
- Зачем же так рано?
- Дорог фактически не было, а приехать, например, наши специалисты должны были к первой дойке. В колхоз имени Ленина, на фермы, что были в деревнях за Ладыгино, например, как раз раньше трех и приходилось выезжать.
Специалистов тогда в управлении было около пятидесяти, они ведь все курировали: от капитального строительства в колхозах - до закупки и расходов в хозяйствах горюче-смазочных материалов. Поэтому не было дня, чтобы машина стояла. Однажды пришлось более пятидесяти часов за рулем без сна провести, в командировку ездили. Тут уж если надо - значит надо.
- Поломки на дорогах были?
- Ни бензин в пути не кончался, ни поломок на дорогах я своим машинам не позволял. Никогда меня машины в пути не подводили. Буксовать - буксовали, застревали на дорогах, но своих пассажиров я всегда в целости и сохранности доставлял. Кстати, тогда на дорогах без троса, лопаты, цепей, топорика и резиновых сапог делать было нечего.
- Что, и не ремонтировались?
- Почему не ремонтировался? Машина всегда присмотра требует: и моторы перебирал, и коробки передач и тормозные колодки чуть ли не каждую неделю клепали. Где что застучало - сразу слышишь, а когда людей возишь, ответственен не только за себя, но и за их безопасность.  Например, в 1987 году, в мороз сорок градусов, 7 января начальство вызвали в Кострому на совещание, на обратном пути мы еще наших специалистов забирали, по пути еще  родных взяли с маленькой дочкой. Туман на дороге от мороза, ни одной машины, если бы машина подвела - замерзли бы все. У меня тогда в УАЗике две печки стояли, одну я сам приспособил для обогрева заднего сиденья. Водитель всегда несет ответственность за жизнь своих пассажиров.
- А аварийные ситуации на дорогах были?
- Были, конечно, и камни в лобовое стекло прилетали, и свидетелями ДТП приходилось быть. Тридцать лет назад вылет камня из-под заднего колеса встречного ЗИЛа чуть не стал для меня смертельным. Два килограмма с острым краем... Если бы не хорошая реакция, все бы мы и остались на костромской дороге. Я сначала его за ворону принял, но уклониться успел, практически лег на соседнее сиденье.
Еще раз - доска из кузова прилетела, по «встречке» машины шли - не отвернуть, я скорость прибавил - она чудом по крыше прошла. Из-за таких случаев и седеть начал…
- Наверное, трудно после этого было за руль садиться?
- У водителя всегда должна быть хорошая реакция, внимание на дорогу, опять же зрение хорошее. Дорога и машина - это всегда зона повышенной опасности, и несерьезно садиться за руль нельзя, на кону всегда стоит жизнь: и ваша, и других людей.
- Машины свои все помните?
- Конечно, практически за каждой сам на завод ездил, четыре уазика было: синий, два зеленых, желтый. О необходимости приобретения последней лично писал письмо Шершунову. Виктор Андреевич машину выделил, даже передавал ее сам.
- У Вас, наверное, таких знакомых много…
- Мне очень повезло с начальниками, особенно внимательными к людям. Это и Владимир Александрович Елшин, и Игорь Иванович Большаков, и Николай Александрович Владимиров, ему, кстати, на днях исполняется 84 года.
Приходилось возить и специалистов других организаций. Помню, Василия Евгеньевича Тарасова возил в Костому, так Сергей Потехин веселое стихотворение написал тут же: «К нам на ферму прибыл мент, проводить эксперимент»…
Все наши специалисты отдела сельского хозяйства были люди «от земли», они до этого прошли настоящую школу,  работая в хозяйствах края, все начинали после получения образования в колхозах. И лишь потом, зная проблемы не понаслышке, приходили работать в управление. Владимир Александрович Елшин, например, специально второе высшее образование получал…
- А кроме машин, чем увлекались?
- Фотоаппарат всегда с собой:  и тогда, и сейчас. Снимал много: и для газеты нашей снимки делал, и просто на память. Ведь мы с людьми всегда работали, а событий много было: и делегации принимали, и высоких гостей встречали, да и в хозяйствах и в пути всегда было место хорошим людям и событиям. Впрочем, на дорогах приходилось и печальные снимки с мест ДТП для полиции делать.
Еще я рыбалку люблю, в лес за грибами, за ягодами ходить.
- Родных за руль посадили?
- Конечно, даже жену пытался научить, но она, начав учиться, отказалась.
(Татьяна Николаевна более тридцати лет проработала в детском саду. Учиться водить, кстати, отказалась, увидев аварию на дороге - авт.).
- То есть женщины за рулем Вас как водителя не раздражают?
- Главное - ответственность и внимание к другим участникам движения, уважение на дороге. Женщины тоже могут быть прекрасными водителями.
- А как относитесь к лихачам на дорогах?
- Есть поговорка «быстро едут - медленно несут». Нарушение правил дорожного движения - практически всегда смертельный исход.
- Что пожелаете в День шофера коллегам?
- Хотелось бы поздравить всех, пожелать здоровья, удачных безаварийных поездок, чтобы в семьях всегда было спокойствие и благополучие. Своих коллег, Мишу Цветкова из Пронина, Колю Соколова и Алексея Вахнина и других, поздравляю с профессиональным праздником – долгих им лет жизни и спокойных дорог.

Прощаться с Анатолием Павловичем не хотелось - он интересный рассказчик, фотограф (в его архиве огромное количество удивительных снимков - даже НЛО есть), у него отличная память,  и, что самое главное, он только хорошим готов делиться с окружающими. Пусть же и ваши дороги, Анатолий Павлович, будут безопасными, пусть добрым и спокойным будет каждый Ваш день.

Материал подготовила Анна Голубева, наш корреспондент.