Взгляд через объектив

Взгляд через объектив

1261
Поделиться
Взгляд через объектив Фотография: "Фото Светланы Гомозовой"

12 июля - Международный день фотографа. И хотя в официальном календаре этот праздник не значится, все мы с полным правом можем отметить его завтра - сочным, ярким, красивым...сэлфи. Потому что с тех пор как мобильный телефон обзавелся камерой и превратился из средства связи друг с другом в канал общения с миром, каждый из нас - сам себе фотограф. Сегодня герои нашей публикации - фотографы разных лет и даже - разных эпох. И у каждого - свой взгляд на мир через объектив.
167.jpg
Михаил Смодор — светописец Галича первой трети XX века.

Вряд ли ошибемся, если назовем самым известным галичским фотографом Михаила Смодора - мастера, ставшего на тридцать лет светописцем галичской истории начала XX века. На фотостеклах Михаила Марковича - и будни любимых фотографом галичских рыбаков, и первые массовые праздники молодой советской власти, и, конечно, множество портретов. Интересна история одного из них.

 «1915 год. Война. Смодор «по слабости сердца» был освобожден от службы. В Галич приходили санитарные эшелоны из действующей армии. Как-то в его павильон зашла сестра милосердия из такого эшелона - «сняться на карточку». Смодор сделал несколько снимков. Вечером того же дня он вручил ей заказанные фотографии, но один снимок оставил себе. О нем он умолчал. Этот визит взволновал его: исполненное трагизма лицо совсем еще молодой женщины несло на себе отпечаток бесконечной усталости от бедствий и ужаса, которые обрушила на Россию война. Фотограф отсек все лишнее, сосредоточив внимание на глазах, превратив павильонный портрет в художественное произведение. Так родился портрет-образ, который мастер назвал «Война». Он считал его одной из лучших своих работ».
 (Из книги А. Анохина «Кострома в будни и праздники»)

171.jpg
Самый популярный вид фотопортрета сегодня - селфи. Редкие аккаунты в соцсетях не пестрят съемками самого себя. О том, как сделать сэлфи если не произведением искусства, то хотя бы качественным живым снимком, подсказала Светлана Гомозова, галичанка, профессиональный фотограф, которая уже несколько лет живет и работает в Москве.

Пять правил качественного селфи
1. Протрите камеру - это основа основ, отпечатки на линзе ухудшают качество и резкость изображения.
2. Учитывайте свет. Желательно, чтоб он был естественный, без жестких пересветов или глубоких и темных теней (если именно это не является идеей), так как он - основа для чистого цвета и правильных пропорций лица.
3. Подберите правильный фон. Грязь и ненужные люди только испортят картинку и сделают ее более дешевой.
4. За много лет работы я усвоила один гениальный лайфхак: самые лучшие портреты получаются, если камера находится выше уровня горизонта. При съемке таким образом пропорции лица выравниваются, глаза становятся больше, а скулы прорисовываются.
5. И несколько правил, которые мне дала моя любимая художественная школа и которыми я пользуюсь до сих пор: в портрете над головой человека не должна помещаться еще одна голова, со стороны взгляда должно быть больше места и не нужно кадрировать фотографию по суставам. 

Для того, чтобы «себяшки» получались хорошо, экспериментируйте, ищите свои ракурсы, избегая базовых ошибок, тем самым получая результаты, которые будут радовать.


У него была только одна попытка для удачного снимка молодоженов, а вместо «фотошопа» - акварельные краски.

565.jpg 
Снимки Андрея Федорова 80-90-х годов прошлого века хранятся в альбомах многих взрослых галичан.

Андрея Федорова с детства привлекала фотография. Лет в четырнадцать родители купили ему первый фотоаппарат, и они же были его первыми моделями и ценителями (на фото). Это был период его первых черно-белых фотографий. В галичском фотоателье с 1986 года он работал уже с цветной пленкой. Фотографировал и «Зенитом», и ФЭДом, даже «Москвой» немного. Нравился ФЭД-5 - у него объектив помягче.

Сейчас фотография стала привычным и даже обыденным делом - фотокамеры есть в каждом телефоне, можно сделать тысячи снимков. А в восьмидесятых, чтобы сделать цветную фотографию, нужно было обратиться в фотоателье к профессиональному фотографу. Приходили фотографироваться семьями, с детьми и поодиночке. Нарядные, с прическами, это был целый «выход», событие, праздник. Фотографии делали и для себя - «на память», и в «дар» любимому человеку. Чтобы снимки получались не только хорошего качества, но были интересными и выразительными, клиенту нужно было найти позу, красиво посадить, голову повернуть туда, плечи сюда, иногда можно и про птичку сказать, которая сейчас из объектива вылетит, чтобы расслабились, заулыбались.

Очень большое значение имеет свет. Лучшие фотографии получаются на улице при естественном освещении, когда воздух чистый и прозрачный, нет яркого солнца, но и не пасмурно. Иногда, если требовалось убрать с фотографии маленькие дефекты, применяли своеобразный «фотошоп»: закрашивали микроцарапинки... обычными акварельными красками.

Часто приглашали фотографа в ЗАГС, иногда до десяти свадеб снимали в субботу. Это была официальная работа на выезде. Здесь уже права на ошибку не было. Нужно было одним снимком успеть запечатлеть мгновение, улыбку, взгляд, поцелуй. В семейных и свадебных альбомах галичан больше тридцати лет хранятся фотографии, сделанные Андреем Геннадьевичем Федоровым.

562.jpg
Ольга Цветкова

Ее любимые модели живут в стеклянной банке, поддерживают себя в форме листьями салата и одуванчиками и никуда не спешат. Потому что они - улитки.
563.jpg
Модели Ольги Цветковой никуда не торопятся, наслаждаясь каждым моментом жизни.

Ольга Цветкова увлеклась фотографией всего пару лет назад, выйдя на пенсию. Камеру - правда, не фото, а видео - первым в семье освоил ее муж, бывший военный: выйдя в отставку, занялся съемкой свадеб и юбилеев. Ольга, глядя на него, тоже решила взглянуть на мир через окошко объектива. Купила по объявлению в газете фотоаппарат, поступила на платные онлайн курсы и начала снимать.

Многие знакомые отнеслись к новому увлечению Ольги скептически, считали потраченные деньги выброшенными на ветер. А она упорно выполняла домашние интернет-задания, вставала на заре, чтобы застать нужный свет, и гонялась за мальчишками на роликах, чтобы остановить время - и то, что вокруг, и, может быть, свое собственное. За два года попробовала себя и в репортажной съемке, и в портретной, и в пейзаже, а в последнее время увлеклась макросъемкой - вдохновенно работает над портретами лягушек и устраивает фотосессии божьих коровок, используя под фотостудию подоконник. «Очень люблю снимать улиток, - признается Ольга. - На время съемок поселяю их в банке, чтобы не искать каждый день новых в траве. Кормлю огурчиками, одуванчиками. Отработают - выпускаю снова в природу.

Мечтаю сделать красивые фотографии ящерки, так, чтобы как в сказах Бажова получилось. Но пока «хозяюшки медной горы» мне свою красоту не раскрывают». А вот самой Ольге раскрыть красоту природы удается, потому что портреты самых маленьких ее обитателей фотограф «пишет» с большой любовью.

По другую сторону объектива находились Инна КОЗЫРЕВА и Ольга АЛИМОВА.