Как услышать своего ребенка
В Галиче с 2019 года на базе детского сада № 8 открыт Консультационный центр «Шаг навстречу», созданный при поддержке Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Наталья Плясинова, консультант:
Иногда приходится слышать от родителей фразы типа «Мой ребёнок ничего не хочет, ему ничего не интересно». Но это невозможно, потому что дети любопытны и инициативны с рождения, взрослым надо только поддерживать развитие этих качеств.
Если у ребёнка формировать инициативность, то вырастет «энтузиаст» -человек с сильной жизненной позицией, оптимизмом, способный мыслить нестандартно. Энтузиаст всегда видит перспективу и находит время для всего, что для него важно. Развивайте в ребёнке инициативность. Это поможет ему создавать свою счастливую жизнь, а не жить по написанным алгоритмам.
Итак, все дети от природы инициативны. Инициативность не надо формировать с нуля, но родители должны дать почву для её развития. Вот три правила формирования, которые вам помогут.
1.Любая инициатива поддерживается
Неважно, чем вы заняты, если ребёнок хочет заняться с вами тем же делом, вы должны поддержать его инициативу. Даже если вы спешите и хотите закончить поскорее, дайте ребёнку помочь вам. Даже если у ребёнка ничего не получается с первого раза, поддержите его попытку в следующий раз. И даже если ничего не получится с третьего раза, дайте ему попробовать в четвёртый. Если вся задача не может быть выполнена ребёнком целиком, постарайтесь выделить какую-то часть, которую он может сделать сам. Если ребёнок делится с вами своими планами, обсуждает свой проект, сомневается в своих силах, просто скажите ему: «Попробуй!»
2.Инициатива не наказуема
Дочь решила сделать маме сюрприз. Изготовила цветы из бумаги и хотела их поставить в вазу, но ваза выскользнула из рук и разбилась. «Доченька, спасибо, молодец, но в следующий раз будь аккуратнее с хрупкими предметами». Сын приготовил обед, но пересолил суп? «Отлично! Спасибо! Но лучше сначала положи немного соли… И не забудь, что суп в кастрюле горячий, будь осторожен». Хвалите ребёнка за любую инициативу. Не наказывайте, даже если проявленная инициатива привела к «ошибке».
3.У ребёнка достаточно времени для проявления инициативы
Некоторые родители считают, что каждая минута их ребёнка должна быть занята делом. Расписание таких детей зачастую жёстче графика военных на службе. Занятия дома, игры с мамой, посещение студий безусловно положительно сказываются на развитии ребёнка. Проблема в том, что он не учится сам распоряжаться своим временем, занимать себя. Такие дети вырастают безынициативными.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это подрывает веру ребенка в вас. Своим обещанием вы вселяете надежду. Невыполненные обещания вызывают недоверие и разочарование. Как известно, доверие вернуть очень трудно.
Рекомендации: старайтесь быть осторожными в высказываниях, при необходимости обсудите условия, при которых обещание может не сбыться. Например: «В выходные мы поедем на пикник, если будет хорошая погода». Таким образом, вы предупредили ребенка о том, что поездка может не состояться. Это не будет выглядеть как обман. Старайтесь держать свое слово и учите этому своих детей. Подрастая, ребенок будет давать обещание осознанно, при этом задавать себе вопрос: «Смогу ли я выполнить это?»
Часто взрослые одергивают ребенка, делают замечания, говорят одно и то же по несколько раз, при этом удивляются, почему ребенок их не слышит. Таким образом, он выбирает способ защиты: ответное нападение либо становится «глухим».
Рекомендации: если вы хотите быть услышанным и донести до ребенка информацию, то делайте это спокойным голосом, глядя ему в глаза. Не смотрите сверху вниз, старайтесь быть на одном уровне с ребенком. Возьмите его за руки или за плечи. Убедитесь, что ребенок точно вас слышит и слушает. Только потом излагайте свои желания или указания. Объясните, почему ваше мнение отличается от его мнения. Зачем и для чего необходимо сделать так, как вы говорите. Во время разговора со своими детьми старайтесь следить за словами, интонацией, мимикой, движениями. Не забывайте, что взрослые являются моделью для подражания.
Не запрещайте ребенку делать то, что он может сделать сам. Контроль действий ребенка, а порой и предоставление ему готовых решений вызывают у него негативную реакцию.
Рекомендации: выслушайте желание ребенка. Если будет необходимо, подскажите, с чего начать его действия. Умело хвалите ребенка и поддерживайте его инициативу. Помогите разобраться в том, что непонятно, научите ребенка делать то, к чему стремится. Помните, что научить делать не значит делать за него. Таким образом, ребенок научится принимать решения, оценивать свои возможности. Поддержите желание ребенка быть самостоятельным.
Не осуждайте поведение ребенка, не делайте замечания при посторонних людях.
Бывает, что дети ведут себя не так, как надо или хочется родителям. А когда это еще и при чужих людях или знакомых, то поведение ребенка вызывает у взрослых раздражение. Находясь в такой ситуации, недопустимо использовать насмешки и прозвища в отношении ребенка, а также одергивание или критику. Такие замечания, как «ну, ты, плакса-вакса», «ты простых слов не понимаешь», «ты не мужчина», только оттолкнут ребенка, вызовут агрессию и разуверят в себе.
Рекомендации: по возможности отведите ребенка в сторону и обсудите происходящее. Проанализируйте то, что он хочет таким поведением до вас донести.
Старайтесь формулировать свои фразы, обращенные к ребенку, без частицы не, без отрицания. Например: «Говори правду», вместо «Не ври!»; «Говори тихо» вместо «Не кричи».
Ребенок чувствует, когда вам трудно и тяжело. Не отталкивайте его. Дайте ему возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете ему, он будет доверять вам.
Дети умеют быть терпимыми, сопереживать чужому горю, проявлять заботу и внимание. Они видят переживания родителей, страдания или слезы, но не знают, как помочь. Важно ценить его желание помочь.
Рекомендации: постарайтесь найти слова, чтобы объяснить ребенку, что с вами происходит. Учите словами высказывать возникающие чувства. Отвечайте на все вопросы ребенка, не отмахивайтесь от него. Поощряйте взаимопомощь. Таким образом, он будет чувствовать себя нужным и взрослым. Он член семьи, которому доверяют. Когда есть эмоциональная близость, ребенок захочет делиться с вами своими успехами и неудачами, радостями и переживаниями, чтобы получить вашу поддержку, помощь, совет. Любовь и уважение детей – это счастье.
Рекомендации: в каком бы возрасте ни был ребенок, чтобы он ни сделал, каким бы ни было его поведение – любите его, несмотря ни на что! Любите не за хорошие оценки в школе, не за хорошее поведение или помощь вам. Просто любите за то, что он есть в вашей жизни! Не скупитесь на слова любви и «обнимашки». Это является важным в жизни каждого ребенка.
Как видим, дети хотят сказать взрослым важные и ценные слова и при этом быть услышанными. В построении диалога с ребенком не обязательно применять крик, замечания и сравнения. Достаточно понимать, что ребенок – это личность, которая имеет свое мнение, желания, мысли и чувства.
Научитесь слышать друг друга. Это сэкономит ваши силы, нервы, время. Принесет радость и удовольствие от общения!
Если остались еще вопросы, добро пожаловать в наш центр! Узкие специалисты (логопед, психолог, дефектолог, педагоги) помогут вам разобраться с любой проблемой, касающейся образования, воспитания и развития ребенка от 0 до 18 лет, конфиденциально и совершенно бесплатно.
Мы находимся по адресу: город Галич, ул. Леднева, дом № 52.
Записаться на консультацию можно по телефону 8.9109205404.
(На правах рекламы)