Город, который мы обретаем

Город, который мы обретаем

2077
Поделиться
Город, который мы обретаем

В Галичском выставочном зале областной краеведческой организации «Костромская старина» заработала новая экспозиция - «Галич православный начала XX века».

С ее открытием у галичан и гостей города появилась уникальная возможность - вернуться на сто лет назад, чтобы своими глазами увидеть город, душевный покой которого еще в начале прошлого века строго хранили два десятка храмов и монастырей, уходя белым камнем своих стройных колоколен в небесную синь, отражаясь золочеными крестами в сини озерной. В первые годы советской власти большинство из них были поруганы, а многие и вовсе стерты с лица земли. Обезглавленные купола без крестов, под которыми идет сегодня совсем другая – суетная светская – жизнь да поклонные кресты на месте утраченных святынь – вот то, что напоминает неравнодушным к истории своего края галичанам о старом Богохранимом городе, о Галиче, который мы потеряли.

К великому счастью, в столичных, областных и галичских музейных запасниках сохранились фотографии галичских светописцев начала века Сергея Александровича Орлова и Михаила Марковича Смодора. Оба они - не галичане по рождению, но оказались на этой земле и на века сохранили ее историю в черно-белых оттисках – что это, если не промысел Божий? Именно их фотографии и стали основой выставки, подготовленной галичским краеведом Татьяной Алексеевной Смирновой. Кроме снимков, сопровожденных историей и описанием церквей, выставка содержит церковные атрибуты: элементы облачения священнослужителей, хоругви, дорожные кресты, метрические книги церкви Флора и Лавра, макет Галичского евангелия XV века и макет одной из жемчужин православного Галича - Николаевского Староторжского монастыря, предоставленные Благочинным Галичского округа церквей отцом Александром (Шастиным) и священнослужителями Костромской епархии.

Начиная первую обзорную экскурсию для галичан, собравшихся на открытие выставки, ее автор Татьяна Смирнова призналась, что работать над материалом было нелегко: «Из архивных документов, из краеведческих работ, из снимков возникала история памятника – зримая, интересная, порой – по-настоящему чудесная. Получалось – история есть, а памятника – нет. К тому же очень многие истории оканчиваются трагически: арестами священнослужителей, расстрельными статьями, уничтожением святыни». Так же, как истории галичских православных святынь, сама выставка, начавшись благостными снимками храмов, упирается в фотографии совсем другого настроения и содержания: рядом с фотографиями Староторжского монастыря, который даже на черно-белых оттисках и в картонной копии, уменьшенной до размера игрушечного, не теряет своей величественности, фотография Михаила Смодора 1932 года. У стен Троицкого собора – местные «швондеры» глумливо выстроились над поверженным церковным колоколом. Рядом – словно немой укор им – фотография святой провидицы Матушки Веры (Веры Антоновны Меркуловой), святой Верушки, как называли ее галичане, защищавшей православную веру от революционеров-безбожников и сгинувшей в советских застенках в страшных для всей православной Руси 20-х.

Присутствовавший на открытии экспозиции председатель областной краеведческой организации «Костромская старина» Михаил Ворошнин отметил, что галичское отделение общества становится в своем городе одним из центров культурной жизни: «Особенно важно, что к краеведческой работе подключаются молодые ребята, школьники, увлеченные историей родного края. «Молодежное экскурсионное бюро», начавшее работу при Галичском выставочном зале нынешней весной, уже подготовило юных гидов, которые вместе со своими старшими коллегами-краеведами будут этим летом проводить экскурсы в историю Галича».

Выставка «Православный Галич» открыта каждый день в Выставочном зале в Верхних торговых рядах. Не пропустите уникальную возможность вернуть себе Галич, утерянный сто лет назад - полный благости и колокольного звона Богохранимый город у синего озера.