Цой всегда с нами

Цой всегда с нами

4654
Поделиться
Цой всегда с нами

В августе 1990-го стены домов и гаражей, заборы, подъезды по всей стране запестрили надписями: «Цой жив». Ровно двадцать пять лет назад не стало Виктора Цоя, и его трагическая гибель обернулась тогда личным горем для всех, кого простые, немудреные слова его песен учили совершать поступки. 

Слоган «Цой с нами» появилась и в Галиче. На серой стене бетонного недостроя кто-то краской вывел гордое «Галич - страна» и чуть пониже отчаянное «Цой с нами». Спустя четверть века мы нашли и преданного фаната группы «Кино», и автора формулы, ставшей для многих галичан символом гордости за свой город - его «статусом», как сказали бы сегодняшние пользователи соцсетей.

Как ни странно, страной Галич назвал… отнюдь не галичанин. Максим Сальников частенько приезжал в Галич из Костромы - к бабушке. Здесь и знакомые  у него появились, такие, что из разряда детских приятелей переходят потом в разряд друзей на всю жизнь: бывает, обстоятельства, проблемы, суета разбросают по сторонам – а увидишься, словно и не было пройденных лет. Группа крови, что ли, одна… Сергей Юрченко, Алексей Вакорин (на фото),Александр Смирнов, Сергей Грибков – такая вот была компания. Частенько местом встреч ребят был двор дома, в котором часть компании и жила (и сейчас живет) -  в самом начале улицы Касаткиной. И дом-то интересный: хоть и адрес точный есть, а вроде как стоит он не на улице, а на перекрестке семи дорог скорее, даже и не семи, а семидесяти или семисот): в одну сторону – улица Свободы, в другую – Вокзальная, в третью – Касаткиной. А в четвертую если глянуть – бесконечная даль железнодорожных путей, неумолкающий стук колес, огни бегущих в разные концы поездов… Не двор, а маленькая страна дальних дорог…


«Максим Сальников всегда говорил «Ваш Галич – это страна». Нам его слова нравились, улыбались, головами кивали: «Конечно, страна!» - вспоминает те дни Сергей Юрченко. - А однажды решили: а пускай  все знают – страна!» По соседству с домом стоял несколько лет мрачный недострой: хотели новый вокзал на перекрестке поставить - дороги в узел завязать,  да не получилось: страна по швам трещала – как тут свяжешь? Вот на «холсте» серой бетонной стены и решила веселая компания изобразить ту самую формулу: «Галич – страна!» Приготовили краски, кисточку, лестницу, дождались темноты и - пошли. «Писать выпало мне, - рассказывает Сергей Юрченко. – Может, я легче всех был, гибче. Лестницу-то вместе со мной передвигать ребятам пришлось: буквы большие – по всей ширине стены надо было писать». 

У надписи «Цой с нами» - другой автор. «Когда мы уже заканчивали работу, - рассказывает Алексей Вакорин, - подошел к нам Серега Грибков. Говорит: «Напишите еще «Цой с нами». Он тогда был настоящим фанатом группы «Кино», гибель Цоя вместе со всей страной переживал. Мы-то, если честно, эту музыку не очень слушали – другие вкусы были. А он очень любил. Мы сначала отказывались, потом поняли, что Серега не отстанет, пока не напишем. Так вот эта вторая надпись и появилась». 

Было у этой истории и продолжение, прославившее Галич на всю страну. Пару лет спустя случайно увидели исписанную стену галичского недостроя московские журналисты из популярнейшего в те годы журнала «Огонек», сфотографировали, и как настоящий символ эпохи (и брошенные стройки, и Цой – неизменные приметы тех лет) поместили в журнале. «Я когда в армии служил, - вспоминает Сергей Юрченко, - журнал этот увидел. Удивился очень. Мы-то в своих художествах ничего особенного не видели, а тут популярный столичный журнал! Меня от гордости прямо распирало. Сослуживцам побежал хвастаться: Глядите, я это писал, своими собственными руками!» А они только смеются: «Во врать!» Так и не поверил никто, представляете?!»  Я и потом много раз слышал, как люди в разговоре эти слова употребляли «Галич – страна», но уже никому больше их историю не рассказывал…» 
Спустя еще несколько лет разобрали недостроенный вокзал и у «исторической» стены началась уже совсем другая история, которую вряд ли удастся раскопать. Впрочем, может кто-то расскажет нам и ее?

Историю галичской «стены Цоя» распутывала Инна КОЗЫРЕВА