Генерал железных дорог

Генерал железных дорог

1476
Поделиться
Генерал железных дорог

14 августа густым басом о своем прибытии на Галичский вокзал возвестил последний советский паровоз П-36.

С 13 по 19 августа по станциям Северной железной дороги начал свое путешествие ретро-поезд, который рассказывает об истории Северной железной дороги, отмечающей в этом году свое 150-летие, собирая на каждой станции, где он останавливается, всех любителей истории и техники от мала до велика.


Не только вагон-музей и гастроли артистов Дома культуры железнодорожников узла Ярославль-Главный привлекали посетителей - главной достопримечательностью поезда-музея стал последний советский пассажирский паровоз. 

«Тема паровозов довольно интересна для исследования, сама конструкция паровой машины и мастерство конструкторов, создавших этот агрегат вызывает восхищение! Первый прототип паровоза был построен во Франции в 1769 военным инженером Николя-Жозе Кюньо, официальной датой изобретения первого в мире паровоза под названием «Puffing Devil» считается 1801 год, когда изобретатель Ричард Тревитик заполучил патент на свое уникальное творение, в России первый отечественный паровоз был построен инженерами сыном и отцом Мироном и Ефимом Черепановыми в 1833 году, далее шло развитие и совершенствование, окончательно конструкция паровоза сформировалась к 1901 году и сохранилась до последних лет его постройки. Паровоз, со слов машинистов, живой организм, со своим характером, судьбой и болезнями», - так начинается экскурсия по вагону-музею, собравшему в своих недрах все: от формы первых железнодорожников до инструментов, которыми они пользовались.


Непрекращающийся поток экскурсантов на каждой остановке. Галич не стал исключением, и как только прозвучал гудок паровоза, который мы не слышали с начала семидесятых, на перроне собралась толпа.


Увидеть чудо советской промышленности, вспомнить о гигантах, совершавших ежедневные рейсы, спешили и галичане, и гости города. Синий «Генерал», прозванный так за характерные цветные полосы («лампасы») по бокам, гордо застыл на радость зрителям.




«В марте 1950 года было закончено изготовление первого опытного паровоза, которому присвоили заводское наименование П36-0001. На нем были реализованы все достижения в области советского паровозостроения: цельносварной котел, механический углеподатчик, воздушный привод реверса, брусковая рама, водоподогреватель; все буксы локомотива и тендера были оснащены роликовыми подшипниками. Его сцепной вес составлял 75 т, а общая масса в рабочем состоянии - 135 тонн - продолжал рассказывать экскурсантам сотрудник музея. - Замена СУ на П-36, который превосходил их по мощности вдвое, позволяла не только увеличить вес поездов, но и их скорости. Так, например, при переводе магистрали Москва - Ленинград на обслуживание паровозами П-36 время хода пассажирских поездов сократилось на 1 час 45 минут и составило 9 часов 30 минут - лучший результат в регулярной эксплуатации для паровой тяги на этой магистрали, участковая скорость при этом возросла с 58 до 69 километров в час».



Паровоз вздохнул, выпустив облако черного дыма, и, отцепившись от вагонов, отправился на радость зрителям заправляться водой.

Концертная бригада, дождавшись, когда ажиотаж возле поезда немного утихнет, и все желающие его сфотографировать сделают свои снимки, начала концерт. Тепло встречали выступление артистов галичане. Но нет-нет, да оборачивались на паровоз, уж очень необычным был он для нашего сегодняшнего восприятия - настоящий Генерал железных дорог.



Путешествие поезда началось в Шуе, с самого первого участка Северной железной дороги, построенного в 1868 году. Поезд уже побывал в Иваново, Ярославле, Костроме. Вслед за галичанами поезд увидят буевляне, вологодцы, жители других регионов, где прошла Северная магистраль.


Кстати, сотрудники поезда-музея побывали на нашем вокзале и также оценили выставку открытую там по истории железной дороги в Галиче. Они отметили, что подобных экспозиций не много, а ведь у каждой станции своя история, свои железнодорожники, и им есть о чем рассказать и что вспомнить, и пусть это еще совсем недавняя история, но скоро и она уйдет в прошлое - ведь 150 лет это не мало.

А наша выставка пополнится вскоре следующим экспонатом: фотографией прибытия последнего паровоза в 2018 году.