Все краски галичской истории

Все краски галичской истории

462
Поделиться
Все краски галичской истории

Нынешним летом Галич появится на десятках живописных полотен. Памятники архитектуры древнего города и страницы его многовековой истории изобразят на своих работах участники пленэрно-выставочного проекта «Русская Атлантида». На днях галичские краеведы собрались, чтобы обсудить, какие страницы из прошлого города могут стать сюжетами будущих картин. 

Проект «Русская Атлантида» существует уже пять лет. Его создателями и организаторами являются Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ, Союз художников России, Тверское отделение Союза художников России и Петровская Академия наук и искусств. Ежегодно творческий форум собирает десятки талантливых живописцев в путешествие по малым историческим городам России. Главная цель проекта - привлечь к совместной работе как можно больше живописцев, чтобы в их работах раскрыть тему исчезнувших памятников русской культуры и находящихся на обочине туристических маршрутов малых городов России. Устроители считают, что именно сейчас на незаслуженно забытые исторические города возложена важная для современности функция - хранить и передавать память об истоках русской культуры и самобытности. 

«Русская Атлантида» имеет широкую географию и из года в год вовлекает в творческое сотрудничество все новых мастеров кисти, работающих в жанре пейзажной реалистической живописи. Так, в 2016 году его участниками стали более двухсот пятидесяти живописцев из России, Крыма, Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии и США. По результатам пленэрной работы ими написано более 2000 живописных полотен, проведено более двух десятков итоговых показов и несколько долгосрочных отчетных выставок в Твери, Санкт-Петербурге, в пригородах Милана и Неаполя.

В маршруте нынешнего сезона «Русской Атлантиды» полтора десятка городов: Торжок, Тверь, Орша, Калязин, Кашин, Кострома, Нерехта, Галич, Ростов, Александров, Покров, Владимир, Суздаль, Старица и Осташков. Закончится сезон 1 октября. К участию в проекте приглашаются только члены Союза художников России, приверженцы русской реалистической школы. В каждом городе запланированного маршрута художники работают десять дней группами, не превышающими, как правило пятнадцать человек. Возможно, для Галича будет сделано исключение: планируется, что в наш город приедет восемнадцать пейзажистов - интерес художников к городу трех крепостей оказался очень высок. Свое творческое путешествие художники уже начали 12 июня в Торжке. В Галич они приедут 31 июля и проработают на берегу до 9 августа. 

Куратором проекта «Русская Атлантида» в Галиче, по благословению Епископа Галичского и Макарьевского Алексия, является настоятель Введенского кафедрального собора протоиерей Александр (Шастин). В преддверии «живописного десанта» он обратился к членам галичского краеведческого общества с просьбой предложить несколько тем, которые могли бы послужить сюжетами для будущих полотен. Ведь, хотя художники перед поездкой в новый город изучают информацию о нем в интернете, отыскать за короткое время те любопытные и поучительные исторические детали, которые до мелочей известны любителям галичской истории, они не смогут. 

Обсуждение прошло в выставочном зале Галичского отделения областного краеведческого объединения «Костромская старина». Разговор получился очень живым и заинтересованным: сюжетов, достойных кисти живописца, в почти тысячелетней истории Галича немало. Краеведы вспомнили историю встречи боярина Овина с двумя ангелами в день Успения Божией Матери; крещение детей князя Юрия Звенигородского игуменом Григорием Пельшемским, потомком рода галичских бояр Лопотовых, принявшим монашеский постриг, а после смерти канонизированным в лике преподобных. Наполнен глубоким духовным смыслом и сюжет о том, как по просьбе  князя преподобный Авраамий  Галичский, переплыв озеро на ладье, доставил в город чудесно явленный ему образ Богородицы с Предвечным Младенцем - икону Божией Матери «Умиление»; как при огромном скоплении народа святыня была перенесена в соборный храм Галича, и как в тот день исцелились от нее многие болящие. Звучали предложения запечатлеть на холсте историю галичских ополчений периода Смуты и Отечественной войны 1812 года, сцену тайного ухода из дома дворянского отрока Кирилла Белого - будущего основателя Кирилло-Новоезерского монастыря, святого Русской Православной церкви в лике преподобных. Выпускник галичской художественной школы Денис Зубов принес на встречу эскиз картины, посвященной посещению Галича в 1824 году императором Александром I. 


Краеведы договорились подумать и собрать до приезда художников предложения о том, какие еще события из давнего и не очень давнего прошлого Галича может послужить сюжетами для полотен. «Главное, чтобы они были не только интересными с точки зрения содержания, но и несли глубокий духовный смысл, служили для зрителя нравственным ориентиром, напоминая о нетленных истинах и ценностях, не имеющих срока давности», - единогласно решили они.