История под стук колес

История под стук колес

913
Поделиться
История под стук колес

В год 150-летнего юбилея Северной железной дороги на галичском вокзале появился железнодорожный музей.

Официальная история одного из 16 филиалов РЖД началась 16 сентября 1868 года, когда открылось движение по самому первому участку магистрали в ее современных границах: от станции Новки (ныне Камешковский район Владимирской области), через Шую до Иванова.

В тихий провинциальный Галич, отрезанный прежде от крупных транспортных путей, чугунная магистраль пришла позже: в 1903 году началось строительство железнодорожной ветки Вологда-Буй-Вятка (ныне город Киров), связывающей Вологду и Вятку по прямой с Санкт-Петербургом, а в 1905 году отправился первый поезд в сторону Галича со станции Буй. С тех пор история Галича неотделима от истории железной дороги и железнодорожного вокзала.  

История, длиной уже больше века, разместилась в витринах экспозиционно-выставочного мини-музея: в пожелтевших фотографиях, истертых документах, предметах железнодорожного инвентаря разных лет и даже разных эпох. Здесь и комсомольцы, отправляющиеся добровольцами защищать молодую Советскую власть в стране; и «всесоюзный староста» Михаил Калинин, прогуливающийся по галичскому перрону и «пойманный» внимательным объективом Михаила Смодора; и истории железнодорожных династий - таких, например, как семья Ноговых. Николай Кузьмич отработал на железной дороге больше 30 лет, в том числе - все тяжелые военные годы. А вслед за отцом пришли на дорогу и сыновья, Григорий и Александр. 


В создании экспозиции приняли активное участие галичане, работающие и бывшие сотрудники железной дороги: Галина Борисовна Ершова, Анна Волкова, коллективы структурных подразделений. Многие из ветеранов  пришли на открытие музея. Так, одним из самых почетных гостей стал Владимир Николаевич Копышев. Его трудовой железнодорожной биографии длиной в полвека -  от обходчика пути до начальника Галичской дистанции пути - посвящена одна из витрин экспозиции. 

Всем им выразил огромную благодарность начальник вокзального комплекса Владимир Гайдукевич: «Спасибо всем, кто участвовал в создании экспозиции. Вокзал - это начало города, его врата. Многие гости Галича теперь будут знать имена и фамилии тех, кто работал над надежностью и безопасностью железной магистрали, имена настоящих тружеников, которые создавали историю не только вокзала, станции, но и города, и всей страны. Очень приятно, что Галич оказался в числе первых городов, где появился такой музей». 


Особые слова признательности Владимир Евгеньевич произнес в адрес Татьяны Алексеевны Смирновой. Опытный музейщик и краевед, именно она систематизировала все собранные материалы и занималась оформлением витрин. «Мне было очень приятно работать с экспозицией, - призналась на открытии Татьяна Смирнова. - Ведь рассказывает она не только об узкой истории развития железной дороги. Это история города в ее мельчайших деталях, подробностях, это рассказы о людях, которые жили и живут рядом с нами, это страницы городской жизни, которая без железнодорожной станции была бы совсем иной». 


Почетное право перерезать символическую красную ленточку было доверено начальнику вокзала Владимиру Гайдукевичу и главе города Сергею Синицкому. «Это событие приятно мне вдвойне: как главе города, в котором появился новый необычный объект культуры, и, конечно, как бывшему железнодорожнику с большим трудовым стажем», - отметил мэр и поздравил всех собравшихся с заметным культурным событием в городской жизни. 

Первую обзорную экскурсию провела автор экспозиции Татьяна Алексеевна Смирнова. Ветераны-железнодорожники не только с одобрением отнеслись к увиденному, но и пообещали пополнить экспозицию своими фотографиями, воспоминаниями и предметами инвентаря. Так, Нина Васильевна Баранова, много лет отработавшая на грузовом дворе, посетовала на то, что это важное структурное звено не нашло своего места в экспозиционных витринах. «У меня есть и фотографии коллектива, и что-то из форменной одежды, я передам в музей обязательно, ведь наша работа тоже была очень важной», - пообещала она. 

«На железной дороге нет не важных служб, здесь важен профессионализм и отношение  к делу каждого», - согласился с ветераном Владимир Гайдукевич. И пообещал, что экспозиция музея обязательно будет расширяться.