Михаил Смодор. Начало путешествия

Михаил Смодор. Начало путешествия

1750
Поделиться
Михаил Смодор. Начало путешествия

В здании галичской администрации открылась выставка «Михаил Смодор - светохудожник озерного края. Время. События. Люди». Она создана на средства Президентского гранта, который масштабный проект Галичского отделения областной общественной краеведческой организации «Костромская старина» выиграл в конце 2017 года. 


На стендах и постерах - фотографии галичан, по глубине граничащие с лучшими портретами мировой живописи, и ретроспективная картина первой трети двадцатого века, с репортерской точностью отразившая мельчайшие нюансы бурной и неоднозначной эпохи.
  



Михаил Маркович не только в совершенстве владел ремеслом фотографа и обладал особым художественным чутьем. Видимо, мудрость много повидавшего и много думающего человека наложили глубокий отпечаток на все его творчество, научив точно находить грань между светом и тенью и различать малейшие оттенки и полутона.Бесценное наследие, оставленное Галичу Михаилом Смодором, в последние годы усилиями местных краеведов стало известно далеко за пределами города. Оно в равной мере интересно и профессиональным критикам, и скрупулезным историкам, и простым обывателям. 

И все же в творчестве и биографии самого светохудожника остается немало темных, не открытых еще страниц. Достаточно вспомнить, что общее количество известных сегодня фотоснимков - около пятисот - составляет лишь небольшую часть от заснятых светохудожником за время его жизни в Галиче. Их, по оценкам специалистов, было около двадцати тысяч. Многие фотографии и стекла хранятся в различных музейных коллекциях, у частных коллекционеров, живущих в Костромской области и далеко за ее пределами. 

Сбор, обработка и популяризация как можно более полной информации о Смодоре и его работах - цель нового проекта галичских краеведов, получившего одобрение и материальную поддержку Фонда грантов Президента Российской Федерации. 

Работа по сбору неизвестных ранее снимков Смодора шла всю зиму: в СМИ, соцсетях, по личным каналам членов общества «Костромская старина». Личное общение с родственниками фотографа добавило новые штрихи к его биографии, чудесным образом оказавшейся связанной с небольшим уездным городом в российской глубинке.

Одновременно краеведы готовили передвижную выставку - основную часть проекта «Михаил Смодор - светописец озерного края». Были отобраны наиболее интересные работы фотографа, рассказывающие о разных сторонах жизни уездного города, спроектированы и заказаны по чертежам сборные конструкции для размещения постеров, заказаны в одной из областных типографий и сами постеры. В металлических рамах размещено шесть десятков изображений размером шестьдесят на восемьдесят сантиметров, среди которых очень много портретных фотографий.


Кроме постеров в экспозицию входят двадцать больших стендов размером метр на полтора. Это, прежде всего, сюжетные снимки, запечатлевшие события из городской жизни разных лет: бойкую торговлю на центральной площади дореволюционного города, многолюдные первомайские демонстрации первых лет Советской власти, жизнь пионерских лагерей, заседания партийных  ячеек, гимнастические пирамиды, популярные у комсомольцев в 30-х годах.


Есть в экспозиции и групповые фотографии деятелей уездного ранга: снимки «плечом к плечу», как с иронией называл Михаил Маркович излюбленную композицию новых хозяев жизни, которые с удовольствием снимались - для истории. Как на снимке, на который невозможно смотреть без боли: сброшенный с церкви колокол и довольные лица тех, кто глумится над разбитой святыней, не постеснявшись призвать в свидетели (или соучастники) даже детей.  На большом и четком снимке четко проступает та самая граница - между светом и тенью: без полутонов и оттенков. Магия монохрома? Нет, пожалуй, глубина и мудрость художника.


Два этажа здания администрации выставка будет занимать до конца этой недели. Потом история Галича в работах талантливого светописца отправится в путешествие: по планам «Костромской старины» с наследием Михаила Смодора познакомятся жители Буя, Волгореченска и Костромы. Не исключено, однако, что география путешествия экспозиции будет расширена: ее транспортировка и установка на новом месте не составляет труда. Так, в администрации члены краеведческого общества собрали ее всего за час.
 

«Творчество Смодора - это, на наш взгляд, такая же узнаваемая визитная карточка Галича, как архитектура и история города. Рассказывая о творчестве Михаила Марковича как можно большему числу людей, мы тем самым привлекаем интерес и к самому озерному краю, преданным светописцем которого он был», - рассказал о значении новой выставки руководитель галичского отделения областного общественного краеведческого объединения Вадим Михницкий.