Время читать

Время читать

1113
Поделиться
Время читать

3 декабря, впервые после пятилетнего перерыва, галичские учащиеся 11 классов, вместе с выпускниками всей страны, писали сочинение. В этом году оно стало одним из обязательных выпускных экзаменов и одновременно — допуском к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в конце учебного года.
Из 103 учащихся городских (83 выпускника) и сельских школ (20 выпускников) не удалось уложить свои размышления в рукописное эссе лишь одному учащемуся вечерней школы. В феврале ему предстоит вторая попытка получить итоговый «зачет».
Сочинение — не новая для российской школы экзаменационная форма. Существовавшее десятки лет и в советской, и в российской школе, оно лишь в 2009 году было заменено ЕГЭ по русскому языку и литературе, который также стал основной формой вступительных испытаний в ВУЗы. Но тестовый вариант проведения экзамена сразу восприняли в штыки и школьные учителя, и преподаватели высших учебных заведений. В итоге, после шквала критики со стороны преподавательского корпуса в 2013 году, правительство России по поручению Владимира Путина рассмотрело вопрос возвращения выпускных сочинений, и решение о включении такого вида работы в экзамен было принято почти единогласно.
К началу учебного года экспертный совет, который возглавила Наталья Солженицына, вдова писателя Александра Солженицына, сформулировал пять общих тематических направлений, по которым выпускники вместе с учителями тут же начали подготовку к экзамену. Учащимся предлагалось порассуждать о войне, о творчестве Михаила Лермонтова, чей 200-летний юбилей мы отметили в этом году, о взаимосвязи природы и внутреннего мира человека, о связи и противоречиях отцов и детей — и все это обязательно с опорой на литературные произведения.
Конкретные же темы сочинения стали известны за пятнадцать минут до экзамена. На то, чтобы сформулировать на бумаге свои размышления на заданные в них вопросы, учащимся отводилось четыре часа. Детям с ограниченными возможностями сочинение было заменено изложением. Оценкой работ занимались специально созданные в школах экзаменационные комиссии. Их членами могли стать приглашенные школой эксперты, а вот учителя, преподающие русский язык и литературы в выпускном классе, работы своих подопечных оценивать не могли. Выборочную проверку работ проведут еще специалисты областного департамента образования, но уже сегодня понятно, что выпускники с поставленной задачей справились.
Из пяти предложенных тем самой востребованной у галичских ребят оказалась военная, сформулированная строчками поэтессы Юлии Друниной: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Многие выпускники решили порассуждать на тему о том, чем может быть интересно сегодняшнему читателю творчество Михаила Лермонтова. А вот о том, какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, захотели рассказать считанные единицы школьников. Видимо, в семнадцать лет еще совсем не хочется оглядываться назад и подводить — хотя бы и первые — итоги!
Выходя из экзаменационной аудитории, школьники делились впечатлениями о пройденном испытании по-разному: одни (наверное, лирики) восприняли сочинение как отличный способ проверить свои возможности перед ЕГЭ, другие (физики, конечно) — как досадную помеху в процессе подготовки к итоговой аттестации, ведь работа по подготовке к сочинению отняла много времени и сил. Но все сошлись во мнении, что если сочинение закрепится в школах, значит, наступают времена, когда нужно будет много и вдумчиво читать.