Известный галичский краевед Николай Васильевич Сотников использовал время вынужденной самоизоляции для украшения своего дома. Узоры старинных резных наличников он дополнил… фараонами. Правда, не теми, египетскими, что носили накладные бородки-цилиндры и жезлы с изображением шакальей головы, а галичскими - с рыбьими хвостами и чешуей.
Небольшой, уютный, яркий домик в конце улицы Набережной знают не только многие галичане, но и любители истории из разных уголков России. На гостеприимном диване Николая Васильевича пивали чай и вели интересные краеведческие беседы, а то и споры писатели, историки, искусствоведы, журналисты. Среди его друзей – родственники поэта Якова Акима, известных фотохудожников первой трети XX века Михаила Смодора и Сергея Орлова, Андрей Павличенков – меценат, возродивший жемчужину чухломской и всей костромской земли Асташовский терем, московская писательница Марина Москвина...
Но сейчас – не время для дружеских посиделок и встреч. Николай Васильевич хоть и не рад вынужденному заточению в четырех стенах, но карантин не нарушает, а время изоляции решил использовать творчески. «Наконец-то, находясь на самоизоляции, нашел время добавить на полуторовековой дедов наличник русала и русалку»», - написал он, разместив на страничке в соцсети яркие фотографии своих нарядных окон.
Для читателей блога галичского краеведа этот пост может служить не только примером того, как #лучшедома, но источником интересной информации. Фото свои произведений деревянного зодчества Николай Васильевич снабдил небольшой истерической справкой, как эти русалки «подрили» обитателям Рыбной слободы необычное «заморское» прозвище: «Таких русалок и русалов по легенде называли фараонами. Эти фараоны считались оберегами рыбаков, потому и рыбаки галичской Рыбной слободы даже носили общую кличку – «фараоны».
Легенда о полурыбах-полулюдях – фараонах или фараонках – известна на Руси с XVI века. Согласно преданию, фараонки произошли от египтян, утонувших в Красном море при погоне войск «фараона лютого» за Моисеем и евреями во время Исхода. Это проклятые погибшие люди с глухим и хриплым волшебным голосом, которым суждено оставаться в таком обличье до конца света. Из народной переработки библейского сюжета эти мифологические существа и пришли в славянский эпос.
К примеру, в Новгородской губернии считали, что у фараонов только «голова человеческая», а остальное у них рыбье. Николай Васильевич считает, что именно из Новгорода легенда о фараонах и фараонках и перекочевала на берега нашего озера: «Поскольку рыбаки и купцы Рыбной слободы по весне посещали Нижегородскую ярмарку, они и привезли эту легенду в Галич», - пишет он в своем блоге. Словом, рассказ получился и красивый, и познавательный.
А вы как проводите время дома?