Русалка на окне сидит

Русалка на окне сидит

574
Поделиться
Русалка на окне сидит

Известный галичский краевед Николай Васильевич Сотников использовал время вынужденной самоизоляции для украшения своего дома. Узоры старинных резных наличников он дополнил… фараонами. Правда, не теми, египетскими, что носили накладные бородки-цилиндры и жезлы с изображением шакальей головы, а галичскими - с рыбьими хвостами и чешуей.

 Небольшой, уютный, яркий домик в конце улицы Набережной знают не только многие галичане, но и любители истории из разных уголков России. На гостеприимном диване Николая Васильевича пивали чай и вели интересные краеведческие беседы, а то и споры писатели, историки, искусствоведы, журналисты. Среди его друзей – родственники поэта Якова Акима, известных фотохудожников первой трети XX века Михаила Смодора и Сергея Орлова, Андрей Павличенков – меценат, возродивший жемчужину чухломской и всей костромской земли Асташовский терем, московская писательница Марина Москвина...

 Но сейчас – не время для дружеских посиделок и встреч. Николай Васильевич хоть и не рад вынужденному заточению в четырех стенах, но карантин не нарушает, а время изоляции решил использовать творчески. «Наконец-то, находясь на самоизоляции, нашел время добавить на полуторовековой дедов наличник русала и русалку»», - написал он, разместив на страничке в соцсети яркие фотографии своих нарядных окон.

 Для читателей блога галичского краеведа этот пост может служить не только примером того, как #лучшедома, но источником интересной информации. Фото свои произведений деревянного зодчества Николай Васильевич снабдил небольшой истерической справкой, как эти русалки «подрили» обитателям Рыбной слободы необычное «заморское» прозвище: «Таких русалок и русалов по легенде называли фараонами. Эти фараоны считались оберегами рыбаков, потому и рыбаки галичской Рыбной слободы даже носили общую кличку – «фараоны».

 Легенда о полурыбах-полулюдях – фараонах или фараонках – известна на Руси с XVI века. Согласно преданию, фараонки произошли от египтян, утонувших в Красном море при погоне войск «фараона лютого» за Моисеем и евреями во время Исхода. Это проклятые погибшие люди с глухим и хриплым волшебным голосом, которым суждено оставаться в таком обличье до конца света. Из народной переработки библейского сюжета эти мифологические существа и пришли в славянский эпос.

К примеру, в Новгородской губернии считали, что у фараонов только «голова человеческая», а остальное у них рыбье. Николай Васильевич считает, что именно из Новгорода легенда о фараонах и фараонках и перекочевала на берега нашего озера: «Поскольку рыбаки и купцы Рыбной слободы по весне посещали Нижегородскую ярмарку, они и привезли эту легенду в Галич», - пишет он в своем блоге. Словом, рассказ получился и красивый, и познавательный.
222.jpg

 А вы как проводите время дома?