Есть на картине знакомые лица

Есть на картине знакомые лица

707
Поделиться

Картина Г.Г. Чернецова «Парад на Марсовом поле» грандиозна не только по размерам (212*345 см), но и по масштабности изображённых на ней участников парада. Это войска с военачальниками и зрители, приглашённые на торжество. Для галичан эта картина интересна тем, что среди героев картины были и Павел Петрович Свиньин с супругой.

В 1824 году великий князь Николай Павлович (будущий Первый) побывал в Берлине и возглавил 6-й кирасирский полк в параде, устроенном в его честь прусским королём (тестем) Фридрихом-Вильгельмом III. Немецкий художник Франц Крюгер написал картину на тему этого церемониального шествия. Николай Павлович высоко оценил это живописное произведение и захотел иметь такое же. Он лично поручил художнику Григорию Чернецову «написать вид, изображающий парад на Царицыном лугу, в ту меру, как написана известная картина Франца Крюгера «Парад в Берлине». И тема была подходящая - празднование по случаю окончания военных действий в Польше в 1831 году.

Шесть лет трудился Чернецов над картиной (1831-1837). Несмотря на ценз самого императора, он проявил самостоятельность в выборе композиции. Войска, выстроенные для парада, показываются художником на фоне дворцовых зданий у Марсова поля, Летнего сада и Михайловского замка. На заднем плане под высоким небом с тучными облаками выстроены гвардейские полки: справа и по центру – кавалерия, слева – артиллерия, справа в глубине – шеренги гвардейской пехоты. В центре размещена царская палатка, от нее навстречу карете с императрицей скачут Николай I и наследник престола с многочисленной свитой.

В самом низу картины расположилась многочисленная череда приглашенных на парад зрителей (223 человека). Вот эти люди и создают картине историческую ценность.

За 180 лет существования картины большая часть отмеченных в списке имён не представляет исторической значимости, но она примечательна тем, что оставила для потомков изображения знаменитых русских литераторов и деятелей культуры того времени. Всех художник писал с натуры, поэтому нет сомнения в сходстве лиц с оригиналами, как нет сомнения в таланте самого живописца!

Чтобы облегчить зрителям нахождение на картине того или иного участника, художник лично составил реестр с «объяснением фигур» (роспись поимённо и с номерами). Реестр был заложен в нишу за откидывающейся нижней планкой рамы. Списки персон, которые должны были быть изображены на картине, составлялись различными ведомствами и направлялись на утверждение лично императору Николаю I.

По отсутствию того или иного персонажа можно было определить, к кому император имел благоволение, а к кому испытывал неприязнь. Например, на картине нет Гоголя, нет поэта Кольцова, нет декабристов-героев войны 1812 года, нет Петра Вяземского, нет брата Пушкина Льва Сергеевича, нет любимого Чернецовым профессора Егорова, зато есть многочисленные представители высшей знати, государственные чиновники высокого ранга и военачальники, по ним можно судить, какие люди считались выдающимися в николаевское время.

Картина долгое время украшала личные покои Александра II в Зимнем дворце. После гибели императора в марте 1881 года картину Чернецова отправили в галерею Эрмитажа, где она пробыла до 1922 года, а затем была передана в Русский музей.

Для галичан эта картина интересна тем, что среди героев картины были и Павел Петрович Свиньин с супругой.

Среди тех, кто изображён в числе зрителей парада: 165. Крылов Иван Андреевич, баснописец; 166. Уткин Николай Иванович, гравёр; 167. Пушкин Александр Сергеевич, поэт, драматург, прозаик; 168. Греч Николай Иванович, писатель, издатель; 169. Жуковский Василий Андреевич, поэт; 170. Венецианов Алексей Гаврилович, живописец; 171. Каченовский Михаил Трофимович, историк, редактор «Вестника Европы»; 172. Гнедич Николай Иванович, поэт, переводчик «Илиады»;173. Семёнов Василий Николаевич, цензор; 174. Свиньин Павел Петрович, дипломат, живописец, писатель, коллекционер, редактор и издатель «Отечественных записок»; 175. Свиньина Надежда Аполлоновна (дочь Аполлона Александровича Майкова, директора императорских театров).

 Чернецов Григорий (1802 - 1865) родился в селе Лух Костромской губернии. Однажды через Лух проезжал Павел Петрович Свиньин и, заметив способности Григория к рисованию, взял его в Петербург, рекомендовал Обществу поощрения художников.

Григорий Григорьевич с 1829 года был придворным живописцем на содержании от Кабинета Его Величества. Художнику великолепно удавались изображения пейзажей и перспективных видов, за что он получил от Академии художеств звание Академика пейзажной живописи.

 По материалам из сети интернет и информации Юрия РЫЖОВА.