Будем любьми

Будем любьми

291
Поделиться
Будем любьми

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Не торопитесь звонить в редакцию и сообщать об ошибке в заголовке статьи. Здесь нет ни ошибки, ни опечатки. «Будем любьми» - один из слоганов Благотворительного фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход».

Есть и другие: «Открой свое дверце», «Нужно сестродание и понимамие», «Будем бобры друг к другу», «Прояви теперьние», «Почему меня все бросири?»

Фразы изменены, чтобы все мы убедились: даже слова, которые звучат необычно, можно расслышать и понять. Так и люди, которые отличны от нас, могут быть частью общества - мы можем их расслышать и понять. Люди с аутизмом - как раз одни из тех, к кому применимо словосочетание «не такие, как все». По статистике, расстройства аутистического спектра (РАС), или аутизм, встречаются примерно у одного процента всех людей.

«Люди внутри себя» (именно так переводится термин «аутизм») живут и рядом с нами, галичанами. О том, чем они отличны от большинства, - наш сегодняшний разговор с врачом-психиатром Галичской окружной больницы Екатериной Соколовой.

- Екатерина Андреевна, что вообще такое аутизм? Как он проявляется?

- Расстройства аутистического спектра проявляется, как правило, в трех сферах. Во-первых, в общении: нарушается социальное взаимодействие таких людей с окружающими. Во-вторых, в коммуникации: в том, как человек разговаривает, пользуется жестами или мимикой. Третья особенность - своеобразие поведения: ограниченность и стереотипность интересов и деятельности человека с аутизмом.

Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того, чтобы общаться так, как это делают их сверстники. Они иначе видят и чувствуют мир.

Ребенок с аутизмом, как и любой другой, пытается изучить мир, но все время об него обжигается, потому что он гиперсенсорен.

Для него свет слишком яркий, звук слишком громкий, прикосновения несут болезненные ощущения.

В результате ребенок учится взаимодействовать с миром так, чтобы поменьше чувствовать, видеть и слышать. Он как бы отгораживается от мира и где-то к полутора годам уже выстраивает систему защиты. Как раз к этому возрасту родители и замечают, что с ребенком что-то не так, он уходит из контакта, часто уходит речь.

На самом деле он и до этого момента чувствовал себя беззащитным, но был вынужден общаться, а теперь он стенку построил и спрятался за ней.

- То есть, аутизм - это не болезнь? Корректнее называть его особенностью развития, неким отклонением от нормы?

- На этот вопрос нет однозначного ответа. Аутизм входит в Международную классификацию болезней, значит, называть его «болезнью» корректно. Однако у болезни есть начало, период протекания и конец.

 Аутизм чаще всего вызывают генетические причины, следовательно он сопровождает ребенка с самого рождения, им нельзя заразиться и заболеть, поэтому есть сторонники употребления термина «расстройство развития».

В любом случае, как бы вы ни называли аутизм, стоит помнить, что главное - это уважительное отношение к людям с этим диагнозом и их близким.

- Екатерина Андреевна, существует мнение, что аутизм - это болезнь XXI века, что сейчас мы наблюдаем эпидемию аутизма. На примере Галича мы можем говорить об увеличении случаев аутизма?

- Нет, это не так. Просто аутизм как диагностическая категория - относительно новое понятие, а имеющиеся исследования не позволяют оценить количество новых случаев аутизма в разные периоды времени.

Сейчас в мире один процент населения имеет диагноз «аутизм». Галича эта статистика тоже касается: у нас есть люди с таким диагнозом.

- Каковы причины появления аутических расстройств? Влияет ли на формирование отклонения образ жизни семьи, будущей мамы?

- Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье вне зависимости от достатка, образования и социального положения. В этом нет ничьей вины, это биологическое расстройство. Главное - как можно раньше поставить верный диагноз, чтобы помочь ребенку в дальнейшем.

Неспроста уже несколько лет в рамках диспансеризации детей осматривает и врач-психиатр, а для родителей малышей и дошколят разработаны специальные анкеты с подробными вопросами о поведении детей. Анализируя ответы, специалист может заподозрить проблему.

- Что еще может помочь детям с этим диагнозом?

- Ранняя постановка диагноза - самое главное. Другой фактор - поддержка семьи, близких.

- Могут ли учиться и потом работать такие люди?

- Да, многие могут. У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у них даже есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир.

В связи со склонностью к взаимодействию с техникой, которая часто встречается среди людей с аутизмом, некоторые из них могут работать в IT-фирмах, и ряд международных компаний имеют целевые программы набора людей с аутизмом.

В работе, которая требует систематизации, люди с аутизмом также могут быть успешными - иногда даже более успешными, чем люди без аутизма.

Важно, чтобы подготовка к трудоустройству начиналась с раннего возраста: с того, что ребенок учится помогать по дому, начинает зарабатывать какие-то деньги, начинает работать на простой работе с частичной занятостью. Главное, не прекращать мечтать о большем\ и не отказываться полностью от надежды на то, что когда-нибудь ребенок сможет работать.

- Екатерина Андреевна, я обратила внимание, что Вы ни разу не употребили слово «аутист», говорите всегда «люди с аутизмом», «ребенок с аутизмом»...

- Выражение «человек с аутизмом», на мой взгляд, гораздо более корректно, оно дает понять, что важнее - человек, личность, а не диагноз. Я уверена, что всем нам давно пора взять такое обращение за правило.


Фото с сайта invaworld.ru